Ребёнок бьёт других детей: как реагировать учителю начальных классов?

§ Четыре ситуации — четыре подхода

Ребёнок бьёт других детей: как реагировать учителю начальных классов?

Статьи

Некоторые учителя впадают в крайности, когда видят, что ребёнок плохо ведёт себя в школе. Кто-то считает, что «это нормально», «так они взрослеют», «все так себя ведут» – и оставляют инцидент без внимания. Другие уверены, что если ребёнок ударил раз – значит, он «испорченный».

Но если ребёнок один раз ударил, толкнул, ущипнул, укусил одноклассника – это еще не повод считать его агрессивным или конфликтным. Дети в начальной школе могут проявлять агрессию в классе по разным причинам.

Учителю важно попытаться увидеть эти причины. А уже потом – ни в коем случае не поощряя агрессию и не оставляя ее без внимания – поработать с ребёнком. Как? Разбираемся совместно с экспертами благотворительного фонда «Шалаш».

Ребёнок нервничает

Начальная школа – период адаптации к жизни. Ребёнок привыкает к новому распорядку, учится строить отношения с незнакомыми людьми, принимать правила. Все это может вызывать стресс. Он может проявляться и в аутоагрессии (ребёнок  начинает  выдергивать  волосы,  либо  ударять  себя  по коленке), и в агрессии, направленной на других.

Через агрессивные действия ребёнок избавляется от повышенной тревоги, пытается снизить ее уровень. Он также может неадекватно реагировать на действия других: например, приписывать им злой умысел («он нарочно меня дразнит»), подозревать в плохом отношении («они меня специально не позвали с собой»).

Попробуйте разобраться: какие ситуации повышают уровень тревожности ребёнка? Какие обстоятельства вызывают у него опасения? Предложите ему договориться: в случае, если он будет чувствовать себя не в своей тарелке, он может обратиться к вам. Узнайте у родителей, как ребёнок ведет себя дома, какой помощи от вас они бы хотели. Возможно, его травят в классе. Возможно, у него не сложились отношения со сверстниками.

Ребёнку не хватает внимания

Дети нередко затевают драки для привлечения внимания. Ребёнок бьет других детей, но явно заметно, что настоящей агрессии нет. Есть азарт, обида, досада. Как и в случае с тревожными детьми, здесь главная потребность – выразить свои эмоции. И учителю нужно ответить на эту потребность. Но при этом не забывать, что существуют правила поведения в классе и школе.

Вот стратегия, которую можно использовать для реагирования:

1. Напомните о правилах («Мы не применяем насилие», «Если чего-то хочешь – для этого есть слова»);

2. Покажите, что видите ребёнка, проговорите это («Вижу, тебе обидно…», «Слышу тебя, не волнуйся»);

3. Поговорите с ребёнком один на один. Используйте наводящие вопросы, чтобы выяснить, что стоит за его поведением («Может быть, тебе не нравится…»);

4. Объясните, почему драка – не лучший способ добиться своего, предложите другие варианты (расскажите о ненасильственном общении, подчеркните, что агрессия в классе недопустима);

5. Предложите ему особое задание или роль – например, следить за порядком и сообщать вам (тем самым вы подкрепите его чувство собственной значимости).

Важно помнить, что причиной плохого поведения ребёнка может быть и учитель. Как только первоклассник замечает, что педагог как-то выделяет одних детей и равнодушен, в частности, к нему, он начинает вести себя вызывающе, а то и агрессивно – делает все, чтобы обратить на себя внимание. Обычно такое поведение влечет за собой отрицательную реакцию учителя и заканчивается его замечаниями. Это, в свою очередь, еще больше раздражает ребёнка, и он использует более серьезные запрещенные приемы: проявляет вспыльчивость, капризничает, плачет, дерется с одноклассниками, по вине которых (как ему кажется) учитель не проявляет к нему должного внимания.

Ребёнку трудно себя сдержать

В младшем школьном возрасте дети еще недостаточно управляют своими эмоциями. Особенно это касается стрессовых ситуаций: игр и заданий, где нужно быстро соображать и действовать, командных соревнований, ответственных выступлений. Особенно если ребёнок чувствует, что терпит неудачу. Некоторых неудачи и поражения могут надолго выбить из колеи и заставить срываться на других. Они злятся, обижаются, затевают драки.

Как и в ситуации с нехваткой внимания, важно признать эмоцию ребёнка и его право быть раздосадованным (но при этом твердо сказать, что насилие и агрессия в классе и в целом в жизни недопустимы). А дальше — направить его эмоции в конструктивные русла.

  • Дайте ему позитивную обратную связь – что и на каком этапе он делал хорошо, что у него однозначно получилось;
  • Поделитесь своим опытом пребывания в аналогичной ситуации;
  • Предложите вместе разобрать ситуацию: почему она возникла, почему ребёнок плохо ведет себя в школе, что послужило причиной такого исхода, как в будущем можно его избежать.

Для ребёнка это норма

Причиной агрессии в классе может быть образец родительского поведения. Ребёнок плохо ведет себя в школе, потому что перенимает манеру поведения значимых для него взрослых.  Ребёнок бьет других детей, если взрослые постоянно решают вопросы с позиции силы, не брезгуют рукоприкладством, позволяют себе угрожать другим даже из-за пустяков, внушают ребёнку, что в мире можно выжить только по принципу «бей первым». Так агрессивный тип поведения становится стилем жизни.  

Однако семейные установки должны пройти «проверку» большим миром. Если ребёнок поймет, что силовые методы не поощряются, не принимаются другими, не дают результата и приводят только к ухудшению отношений – он может постепенно начать вести себя иначе. Учителю важно показать и своими постоянными четкими реакциями закрепить правила поведения в классе и школе.

Лучше всего обсудить их со всем классом. Проговорите четко позицию в отношении насилия («Бить других – это насилие, мы не решаем насилием никакие проблемы»). Предложите детям обсудить, как вести себя в ситуациях конфликта. Запишите и предложите принять всем правила поведения в классе. Их можно распечатать и вывесить на видном месте. Предложите ученикам, обладающим наибольшим авторитетом, следить за выполнением этих правил.
Подробнее о том, как научить детей в классе конструктивно разрешать конфликты, читайте здесь.

Драка — это серьёзное проявление агрессии, которое в совокупности с другими сложностями поведения ребёнка формирует нездоровую атмосферу в классе. Что делать учителю, если в детском коллективе появился смутьян? И как выстраивать коммуникацию с детьми, которые, например, страдают СДВГ или полным отсутствием мотивации к обучению, обманывают, воруют,  отказываются выполнять задания или имеют проблемы в коммуникации? Для того, чтобы дать учителям ключ к взаимодействию с непростыми детьми, «Я Учитель» совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Присоединиться к курсу и получить удостоверение о повышении квалификации можно здесь

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?