Развиваем навык целеполагания в младших классах

Учим детей самостоятельно ставить себе цели

Развиваем навык целеполагания в младших классах

Статьи

Целеполагание — очень важный навык. Остановиться в начале пути и задать себе вопрос «Куда и зачем я иду?» дорогого стоит. Особенно полезна такая пауза возбудимым и гиперактивным детям, чтобы вернуть им контакт с реальностью и помочь настроить себя на работу.

Учите детей делить дела на срочные и несрочные, важные и неважные. Представьте, что по оси ординат задана срочность дела, а по оси абсцисс — важность. Расположите все задачи ребёнка на такой системе координат. 

Поразмышляйте, какой выбор делает ребёнок каждый день, какие дела он успевает сделать, а какие нет. Если в течение нескольких дней у ребёнка в основном важные и срочные дела, то, скорее всего, он постоянно находится в условиях стресса, а это сильно истощает нервную систему. 

Объясните, как расставлять приоритеты задач исходя из их важности и срочности. 

Маленьким детям сложно разобраться в хаосе ежедневных задач и придумать порядок действий. 

Если задач не так много, меньше 7-8, можно попробовать метод сортировки, называемый «методом пузырька». Напишите вместе список задач на день. Попарно сравнивайте их и переставляйте так, чтобы более важная задача стояла сверху. Повторяйте сравнение, пока все задачи не встанут на свои места.

Научите ребёнка задавать себе помогающие вопросы. Это хорошо работает перед началом рутинных дел — например, перед выполнением домашнего задания. Вопросы могут быть такими:

— Что сейчас происходит? 

— Какая у меня цель? 

— Какие результаты я хочу получить? 

Можно учить ориентироваться и на более крупные, отложенные во времени, не сиюминутные цели: научиться кататься на коньках, стать великим учёным, заработать много денег или научиться держать спину прямо. 

Обсуждайте с ребёнком будущие победы, что при этом будет происходить, и как будет выглядеть её достижение. Можно нарисовать карту движения к цели.

Обсуждайте с детьми ближние и дальние учебные задачи. Это вернёт ребёнку ощущение, что учёба — это важно, что он активно влияет на своё обучение и может расставлять приоритеты так, как считает нужным. 

Такой подход помогает повысить учебную мотивацию, за счёт маленьких и больших побед и ощущения, что ты сам руководишь процессом.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?