Мнемотехники для эффективного обучения

Мнемотехники для эффективного обучения

Статьи

Память делится на непроизвольную, когда информация запоминается сама по себе, и произвольную, когда нужно приложить дополнительные усилия. 

В учёбе большинство детей задействуют произвольную память. Поэтому, чтобы хорошо запомнить что-то, им нужно активно поработать с материалом — воспроизвести его несколько раз, преобразовать, пытаться извлечь смысл и делать себе «миниподсказки». 

Постарайтесь определить, что ребёнок запоминает лучше всего, на что опирается в пересказе информации:

• цифры, даты, номера телефонов,

• тексты, стихи, фразы,

• лица,

• зрительные образы и картины,

• ритмы и мелодии,

• эпизоды и сцены из кино или жизни,

• цветовые оттенки,

• запахи,

• или движения.

Затем попробуйте в разные дни предложить ребёнку запоминать с помощью следующих трёх приёмов работы с цифрами и текстом. Общее правило — ребёнку нужно трансформировать материал, который нужно запомнить, в тот, который ему запомнить проще. 

Один из способов обязательно сработает более эффективно, и его можно сделать основным и научить ребёнка прибегать к нему как можно чаще.

Если нужно запомнить цифры, их можно превратить в зрительный образ-ассоциацию. 

К примеру, 2 похожа на лебедя, 1 на ёлку с обломанными ветками, 4 на старинный стул, 3 на снеговика, 10 на улитку. У каждого ребёнка ассоциации будут свои. 

Порой получаются абсурдные и невероятно смешные картинки, которые помогают запомнить нужное число раз и навсегда.

Чтобы запомнить текст, нужно его понять. Это главное правило, которому нужно научить детей. Работая с текстом мы развиваем не только память, но и речь, мышление, эмпатию. 

Попросите ребенка прочитать текст несколько раз медленно и вдумчиво, и разделить в уме на логические части. А после этого — составить план и к каждому пункту добавить маленькую картинку, которая в сжатой форме передаёт его смысл. 

Теперь надо прочитать текст вслух — не обязательно громко, — обращая внимание на ассоциации, которые возникают в процессе чтения. Это могут быть движения, звуки и запахи, которые приходят на ум.

После прочтения надо отложить текст в сторону и пересказать своими словами, опираясь на эти ассоциации. Можно подсматривать и исправлять ошибки. 

Дальше ребёнок делает перерыв на 15-20 минут и затем пробует пересказать ещё раз.

Затем предложите отложить текст на несколько часов. После чего попросите произнести текст по памяти ещё раз, экспериментируя с различными интонациями, позами, движениями рук.

Перед сном — последняя тренировка. И на утро — генеральная репетиция.

Если нужно запомнить ту или иную фактическую информацию — например, историю Древнего Египта, — с ней можно работать так же как с текстом, но крайне важно рисовать схемы и ментальные карты, чтобы встраивать новую информацию в систему уже имеющейся.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?