Чтобы ребёнок мог справляться со своими чувствами, сначала мы должны научить его понимать, что происходит внутри него в этот момент, в каком эмоциональном состоянии он находится, и как оно называется.
Правильно понять и назвать эмоцию — половина успеха. Большинство современных детей плохо умеют оценивать свои ощущения. Обычно они озвучивают только крайние состояния: «У меня всё круто!», «Мне скучно» или «Как меня всё достало!».
Универсальной техники саморегуляции, которая бы помогала всегда и всем, не существует. Лучшее решение — регулярно обсуждать с детьми внутренние переживания, чтобы научить обозначать их словами и снять табу с обсуждения эмоций. И мальчики, и девочки могут испытывать грусть, тоску или раздражение, это нормально.
Рассказывайте ученикам о разных стратегиях поведения. Задача ребёнка — примерить разные техники на себя, выбрать то, что ему ближе, и автоматизировать навык. То есть сначала научиться выполнять технику в спокойном состоянии, чтобы потом было проще справиться с эмоциями на их пике.
1. Составляем словарь эмоций
Постарайтесь найти слова для всех оттенков переживаний. Злость может колебаться по силе от раздражения до ярости. Страх — от волнения до паники. Радость — от приятного удивления до эйфории. Добавьте любопытство, стыд, удивление, отвращение, скуку или чувство вины.
Попросите детей тренироваться определять своё эмоциональное состояние, переживания близких людей или просто собеседников. Так они не только будут учиться психической саморегуляции, но и начнут развивать социальный и эмоциональный интеллект.
2. Думаем вместе, зачем нужны эмоции
Эмоции — это биологически важный сигнал о том, насколько удовлетворяются наши базовые или актуальные потребности. Эмоции оберегают человека, возвращают его к самому себе, своим намерениям и слабостям, а также сигнализируют другим людям: «Мне нужна помощь», или, наоборот, «Не стой у меня на пути!».
3. Объясняем важный принцип: эмоция — это не я сам, она лишь часть меня, и я могу наблюдать за ней со стороны
Эмоциональное состояние имеет начало, кульминацию и конец. Важно научиться не погружаться в него полностью, быть хотя бы немного отстранённым или уметь «выпрыгнуть» из него в самом начале, не ожидая, когда «накроет лавиной».
4. Просим описать эмоции словами или картинками
Попросите детей описать, как они «видят», что происходит с ними, когда они злятся, грустят, волнуются или радуются. Какие ощущения в теле при этом испытывают, что делают, как это выглядит со стороны? Можно вести дневник, рисовать или описывать словами — подойдёт любой способ.
5. Наблюдаем, записываем и анализируем
Дети должны вспомнить прошлые события или внимательно понаблюдать какое-то время за своей повседневной жизнью, чтобы ответить на три вопроса:
— Какие ситуации выводят меня из себя?
— Что я обычно делаю, когда злюсь/грущу/волнуюсь?
— Что мне помогает справиться со злостью/унынием/тревогой?
Перед тем как учиться новым техникам, можно проанализировать уже имеющиеся. Возможно, у ребёнка есть в арсенале пара эффективных стратегий, которыми он может поделиться. Иногда полезно организовать в классе дискуссию, чтобы показать, насколько разные действия и мысли помогают разным людям в одной и той же ситуации.