Предметное и метапредметное содержание заданий в Яндекс.Учебнике

§ Рассказывает эксперт 

Предметное и метапредметное содержание заданий в Яндекс.Учебнике

Статьи

Сегодня мы хорошо понимаем, что научиться один раз и на всю жизнь не получается. Мир меняется, знания накапливаются и обновляются. Приходится постоянно осваивать новое, а для этого нужно уметь учиться: извлекать данные из доступных источников, анализировать их и использовать в своих целях. Предметные знания, разумеется, важны, однако не менее значимы метапредметные результаты обучения — те самые, которые необходимы для успешной познавательной деятельности и для решения стандартных жизненных задач. О метапредметных заданиях и их значении в процессе обучения мы поговорили с Зинаидой Юльевной Смирновой

alt

Метапредметные навыки невозможно формировать отдельно от предметных. Комплексное обучение происходит на основе хорошо подобранного учебного материала: одна и та же тема может быть предложена ребёнку в разных вариантах. Например, предлагая ученикам задание, в котором нужно соотнести слова и части речи, находящиеся в разных столбиках, мы формируем у них важный метапредметный навык установления соответствия. Выделяя в тексте существительные или глаголы, ребёнок практикуется в другой мыслительной операции — выборе объектов по определённым критериям из относительно большого массива. 

Яндекс.Учебник благодаря разнообразию и большому объёму упражнений даёт возможность отработать одну и ту же тему с помощью совершенно разных заданий, направленных на формирование целого спектра метапредметных навыков. В одном задании ученик выбирает из множества объектов те, которые соответствуют определённым критериям, в другом — устанавливает соответствия между объектами, в третьем — распределяет объекты по группам, классифицирует их по определённым признакам. Освоение этих способов деятельности и есть основа метапредметных результатов обучения.

При этом учитель видит, какие операции даются ребёнку труднее всего, и сможет дать ему возможность отработать их. Это важный шаг в развитии ученика, и в итоге он приводит к формированию познавательной самостоятельности — а это одна из самых важных целей обучения. Кроме того, смена способов деятельности — ключ к удержанию внимания учеников. 

Вернемся к учебным действиям и приёмам, которые ребёнок должен использовать, осваивая предметное содержание, и рассмотрим отдельные примеры.

Все примеры взяты из Яндекс.Учебника. Чтобы выдать ученикам эти или похожие задания, необходимо зарегистрироваться на платформе как учитель. 

Задания на распределение по классификационным признакам 

Пример 1

Тема: Имя существительное.

Имя существительное как часть речи.

alt

В этом задании на классификацию ученику предлагается признак, который задан с помощью вопроса (кто? или что?). Понятно, что содержательно это задание помогает освоить одну из лексико-грамматических характеристик существительного —  одушевлённость и неодушевлённость. Технически это задание требует осознать классификационные признаки, просмотреть все предложенные слова, соотнося их с этими признаками, и сформировать группы в соответствии с ними. Разумеется, задания такого типа могут быть использованы при изучении различных тем. То есть, выполняя задание на классификацию, ребёнок осваивает не только лингвистическое содержание, но и метапредметный навык классификации по предложенным признакам. 

В этом задании есть интересная деталь: среди предложенных слов есть четыре, которые не являются существительными. Это усложняет ситуацию и заставляет подключить кроме двух предложенных ещё один признак — более общий. Иными словами, ответить на вопрос, является ли слово существительным. 

Задания такого плана можно использовать в разных учебных ситуациях. Самое простое — для практической отработки теоретического материала, для закрепления темы. Но есть и более интересная возможность: задание выполняется до того, как изучена теория, и по итогам выполнения ученикам предлагается самостоятельно сформулировать, что они узнали о существительном, выполнив это задание. 

Пример 2

Тема: Имя существительное.

Имя существительное как часть речи.

alt

Это задание, как и предыдущее, связано с классификацией. В качестве классификационного признака — принадлежность слова к одной из четырёх лексико-семантических групп. Технология выполнения задания на классификацию такая же, как и в предыдущем примере: осмысление признака, анализ каждого из слов в соответствии с предложенными признаками и формирование групп слов в соответствии с этими признаками. И так же, как и в предыдущем задании, отрабатывается не только предметное содержание, но и сама операция классификации, её алгоритм. При выполнении этого задания есть возможность (разумеется, на уровне, доступном ученику начальной школы) поговорить о конкретном и абстрактном, общем и частном, то есть о разных лексико-грамматических значениях существительных.

Задания на установление соответствия

Тема: Имя существительное.

Собственные и нарицательные имена существительные.

alt

Это задание — на установление соответствия. В нём необходимо соотнести слова между собой на основании какой-то логической закономерности.  Предметное содержание задания — имена собственные и нарицательные (ребёнок видит и запоминает написание имён собственных). Метапредметная составляющая задания связана с тем, что ученику необходимо проанализировать предложенные списки слов, установить ту логическую закономерность, на основании которой будут устанавливаться соответствия, и соотнести слова из двух списков. 

Интересно, что эту логическую закономерность ребёнок должен в данном случае установить самостоятельно, наблюдая и определяя смысловые отношения между списками слов (в этом задании — между отчествами детей и именами отцов). И снова мы должны отметить, что операция установления соответствия может использоваться при освоении любого предметного содержания, формируя метапредметные результаты ученика. 

alt

Проанализировав конкретные задания, мы видим, что у каждого из них есть как предметное, так и метапредметное содержание, связанное с освоением конкретных операций и способов деятельности. Понятно, что разноплановая отработка материала способствует лучшему его усвоению. Так устроены все хорошие учебники — и Яндекс.Учебник в том числе. Его существенным плюсом является большое количество заданий, постоянное обновление и пополнение контента и возможность подбирать карточки «под ученика».

Важно понимать, что подбор карточек должен быть ориентирован не только на учебные темы. Учителю полезно представлять, какая метапредметная составляющая заложена в конкретном задании, какие метапредметные результаты оно может дать.

Попытаемся ответить на вопрос о том, что это дает учителю.

Во-первых, у ребёнка могут быть проблемы не с предметным содержанием, а с конкретными способами деятельности. И учителю желательно видеть и понимать, в чём именно состоят проблемы ученика: в непонимании темы или в том, что в силу определённых когнитивных особенностей ребёнок не умеет выполнять те или иные операции. Вот ребёнок плохо выполнил задание или группу заданий, и учитель считает, что тема не понята, не усвоена, и предлагает «повторить правило», «подобрать примеры», «сделать работу над ошибками» и выполнить другие вполне разумные действия. Вполне разумные, но не для этой ситуации. Потому что содержание-то ребёнку в целом понятно, а вот с заданиями на классификацию (особенно если классификационные признаки надо предложить самостоятельно) не всё получается. В этом случае повторять правило бессмысленно, нужно отрабатывать конкретную операцию.

Во-вторых, понимая, с какими операциями ребёнок испытывает проблемы, мы можем подбирать для него задания, опираясь не только на предметное содержание, но и на метапредметную составляющую. Если это задания для отработки и закрепления, то разумно будет предлагать ученику карточки, для выполнения которых требуются именно те операции, те действия, которые у него западают. Если задания для контроля, то тогда, напротив, не стоит усложнять ситуацию трудновыполнимыми действиями, лучше предложить те, которые ученик выполняет более уверенно и успешно.

Развивающий потенциал Яндекс.Учебника состоит в том, что по каждой теме предлагается большой объём заданий, которые можно использовать как для отработки предметного содержания, так и для формирования конкретных мыслительных операций и учебных действий. Предлагая ученику карточки, учитель должен понимать их метапредметную составляющую. А фиксируя те задания, с которыми ребёнок справляется лучше или хуже, можно получить информацию о том, какое метапредметное содержание необходимо отрабатывать с конкретным учеником. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?