Почему современные дети воспринимают неудачи в школе острее своих сверстников из СССР?

§ Что изменилось и как это влияет на учеников

Почему современные дети воспринимают неудачи в школе острее своих сверстников из СССР?

Статьи

Со времён Советского Союза оценивание в российской школе поменялось: появилось много новых способов проверки знаний детей, таких как ВПР и ЕГЭ, используются новые методы выставления оценок ученикам. Отношение к оценкам в школе меняется у всех действующих лиц учебного процесса – учителя, ученика и его родителей. О том, как влияют новые веяния, и почему дети сейчас острее реагируют на неудачи в школе, мы поговорили с экспертами. 

Почему подход к оценкам в школе изменился? 

Введено много тестовых проверок знаний 

Появилась Всероссийская проверочная работа, ЕГЭ, ОГЭ и множество других рубежных проверок знаний в школах. Все эти работы частично проводятся в тестовом формате. Их важность в процессе обучения очень большая, дети с опаской ждут результатов и оценок за такие работы. Для учителей это тоже дополнительный стресс: нужно долго готовиться, быть максимально ориентированными на результат, при этом невозможно не переживать за результаты детей. 

«Сейчас увеличилось количество экзаменов с высокими ставками (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и прочие) — то есть тех, от которых многое зависит для учащихся, учителей и школы. Это значит, что неминуемо происходит подготовка к этим форматам, большая ориентация на них как на критерий результата обучения/успеха в обучении», – считает младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Александра Михайлова.

О том, как провести подготовку к ВПР в спокойной обстановке, мы писали здесь

Появились электронные системы проверки знаний

Это разные платформы, такие как Яндекс.Учебник, Российская и Московская электронные школы, где ученики решают задания и результаты мгновенно отсылаются учителю. Ребенок получает обратную связь в реальном времени без задержек. У него нет времени подумать над возможными ошибками и проанализировать то, что он сделал, до того, как работу проверит учитель.

Образовательная система создает жесткие рамки

Появление рубежных экзаменов внесло дополнительное давление в образовательный процесс. Ученики знают, что если сдадут ЕГЭ плохо, то не смогут поступить в желаемый университет. Если не смогут поступить в хороший университет, потом будет сложно найти работу. То же самое с предпрофильными экзаменами: если  плохо их написать, попасть в желаемый профиль не получится. 

Кроме этого, некоторые регионы России, например, Москва и Татарстан, ориентируются на международные сравнительные исследования по оценке качества образования, такие как PISA, ICCS, TIMSS. Такие исследования анализируют учебные достижения учащихся разных возрастов по разным школьным предметам. 

Меняется отношение к системе оценивания

Пятибалльная система оценивания была установлена в СССР в 1937 году – более 80 лет назад. До сих пор она остается основной. Но эксперты в сфере образования начинают предлагать другие варианты, проводить эксперименты. Появляются новые шкалы в системе оценивания – оценка по 100-балльной, 10-балльной или буквенной системе. 

Для каждого участника образовательного процесса сформировались свои изменения в отношении к оценкам. 

Как изменилось значение оценок для учеников

► Согласно исследованию американских аналитических компаний Harris Insights & Analytics и LEGO Education под названием «Уверенность в процессе обучения», российские школьники больше всех в мире переживают из-за оценок. На это влияет и количество проверок, тестов, и сравнение с другими учениками. 

► Оценки выходят за рамки школы. В Facebook, Instagram, VK за каждый пост и фотографию ставят лайки и пишут комментарии. Считается, что чем больше лайков – тем выше популярность. Получается, что оценки учеников выходят за рамки школы, и подросток находится под постоянным давлением мнения со стороны. Получить плохую оценку во времена СССР было для человека не так страшно, потому что формальное оценивание имело место только в рамках образовательного процесса. 

► Бывает, что плохие отметки становятся для детей ударом по самооценке. В подростковом возрасте происходит активное развитие и становление личности. Представление о собственной успешности очень важно для формирования самооценки и психологического благополучия школьника. Оценки в школе для детей являются показателями их школьной успешности. 

► Так как все дети сегодня много времени проводят в социальных сетях, ситуация с оценками в школе становится еще более серьезной, чем раньше. «У него-то наверняка нет плохих оценок!» – могут подумать дети, глядя на фотографии блогера-подростка. Детям непросто объяснить, что в социальные сети люди выкладывают только положительные моменты своей жизни, но на самом деле каждый сталкивается с проблемами и ошибками, поэтому ничего страшного в плохой оценке нет. 

alt

Конечно, изменения влияют не только на учеников, но и на других основных действующих лиц образовательного процесса – учителей и родителей. 

Как учителя реагируют на изменения?

► Появление внешних экзаменов, таких как ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, добавило стресса и учителям. По результатам учеников на этих экзаменах нередко оценивают эффективность школ и самих учителей. 

► От учителя требуют многого. Ему нужно готовить детей к важным экзаменам, реализовывать образовательную программу, заполнять бумажные документы и электронный дневник, при этом формировать индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика. Кроме этого, педагогам сейчас нужно осваивать множество новых программ и методов обучения из-за сложной эпидемиологической ситуации в мире. В связи с этим и уровень стресса, с которым сталкиваются преподаватели, увеличивается. 

► Учителя в России сейчас стараются снизить тревожность детей по отношению к оценкам в школе – появляются новые подходы к оцениванию.  

Например, формирующее оценивание, популярное среди учителей в западных странах. Это непрерывное наблюдение, которое помогает учителю получить информацию о том, насколько успешно идет процесс обучения. 

«Сейчас к нам постепенно приходит формирующее оценивание, активно развивающееся на западе среди учителей. Этот подход тоже меняет представление о том, в каком виде мы даём обратную связь ученику, какую обратную связь получаем как учителя», – говорит младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Александра Михайлова.

Для такого подхода к оцениванию не важно, какие методы и формы использовать – тесты, опросы, срезы, проекты.  Цель оценивания – улучшать качество процесса обучения, а не ставить оценки. За работу ученикам могут ставиться баллы, которые не учитываются при подведении итогов четверти или года, но чаще учитель дает обратную связь словами. Например, «Хорошая работа, ты опирался на факты...» или «Есть такие ошибки. Как ты думаешь, почему они возникли?». Этот процесс нужен для корректировки процесса обучения. Такой подход к оцениванию меняет представление о том, в каком виде учитель даёт обратную связь ученику и какую обратную связь получает. 

Кроме этого, ряд российских школ вводит безотметочное обучение в начальной школе. При таком оценивании ученик учится самостоятельно оценивать свои действия и соотносить результаты с общепринятыми критериями. 

Для того, чтобы помочь учителям преодолеть несовершенства традиционной системы оценивания и сделать оценки и обратную связь полезной и комфортной для всех участников образовательного процесса, программа «Я учитель» вместе с ведущими экспертами разработала для учителей бесплатный онлайн-курс «Оценивание для обучения».  В нём подробно рассказывается про формирующее оценивание и то, как его организовать при помощи онлайн-средств, разбираются инструменты оценивания для развития мышления и учебной самостоятельности. Курс будет доступен после регистрации в системе Яндекса, которая займёт у вас не более 5 минут.

alt

Как реагируют на изменения родители? 

► Появление ЕГЭ сказалось и на родителях. Им пришлось сформировать к нему свое отношение. Родители наравне с учителями ответственны за то, чтобы ученики правильно относились к экзаменам, поэтому им важно не создавать вокруг экзаменов лишнего стресса для детей, при этом не забывая упомянуть, что успех на экзамене важен.  

► Как и раньше, сейчас есть родители, которые видят в оценках в школе в виде цифры основной критерий успеха детей. Но, с другой стороны, становится все больше родителей, которые активно вовлечены в образовательный процесс. Родители читают книги о воспитании и обучении детей, слушают экспертов в интернете и социальных сетях. С помощью всего этого они расширяют или меняют своё представление об оценивании, оценках в школе и критериях успеха. Родители начинают считать, что отметка может быть не так важна, как личный прогресс ребенка, его знания и способность применять их на практике. Родители понимают, что отличные оценки в школе совсем не означают, что ребенок в школе счастлив и у него все получается, для многих оценка становится субъективным показателем. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?