Конфликты между родителями и педагогом: от упрёков к сотрудничеству

§ Как вести себя, чтобы претензии не переросли в войну

Конфликты между родителями и педагогом: от упрёков к сотрудничеству

Статьи

Общение педагога с родителями – тонкий лед. По нему нужно идти очень осторожно. С одной стороны, у педагога должен быть авторитет перед детьми, должна быть своя твердая линия. Отстаивать ее, в том числе в разговоре с родителями – необходимо. С другой стороны, с этими людьми вам так или иначе нужно взаимодействовать. Это игра вдолгую, и вести ее нужно уметь.

Причины недовольства со стороны родителей могут быть разными: например, ваш преподавательский стиль («учит не тому, не так, слишком либеральный, слишком жесткий»), подозрения в предвзятости («вот этого мальчика вы всегда хвалите, а мой сын ни одного доброго слова не дождался»), некомпетентности и формализме («не умеете найти подход к ребенку»), черствости («моя девочка пришла домой в слезах после разговора с вами»).

Нет универсальных слов, которые разрешали бы все споры между педагогами и родителями. Но есть принципы поведения, которые помогут избежать «войны».

Покажите, что вы на одной стороне

Часто в голове у тех, кто предъявляет претензии учителю, уже сложился негативный образ: эгоистичный и равнодушный исполнитель, которой действует по шаблону и не думает о потребностях детей. Поведение родителей учеников можно понять. Они не сидят в классе рядом с ребенком, получают обрывочную и случайную информацию с его слов.

Продемонстрируйте сразу, что разделяете заботу родителей о ребенке. Перечислите, что в его учебе и поведении вас радует как педагога, в каких сторонах его развития вы видите потенциал. Не переходите сразу к сложностям, старайтесь не употреблять слово «но» – это обесценивающий союз.

Лучше сказать о том, что вас беспокоит, отдельно. И лучше подавать это в форме наблюдений, а не оценок: вместо «Миша несобранный, невнимательный» – «я замечаю, что Миша не всегда слушает, когда я говорю важные вещи». Не говорите слова «нужно» и «должен» – они только убедят родителей, что вас интересуют лишь формальности. Вместо этого говорите о возможностях: «У Миши хорошие способности, и если здесь ему помочь, он может добиться большего».

Обговорите цели, возможности и обязательства

Взаимное недовольство часто рождает ситуацию, которую можно назвать «перестрелкой из окопа». Обе стороны стараются защититься: «вы не следите за подготовкой ребенка» – «а вы задаете непонятно что»; «вы слишком строги» – «а вы его распускаете». Это может продолжаться бесконечно.

Конструктивная работа с родителями учащихся начинается с поиска общей цели. Например, если речь идет о якобы несправедливо поставленной оценке, целью может быть не выяснение, «кто прав», а справедливая оценка уровня подготовки ученика. Если ребенок ударил другого, главная цель – не найти и наказать виновного, а восстановить мир в классе.

Стоит сразу договориться с родителями о совместных действиях, построить «дорожную карту». Сформулируйте вместе гипотезу («Может быть, Миша не понимает сути задания»), предложите план («Будьте рядом с Мишей, когда он делает задание, если нужно – уточняйте у меня»), установите сроки. Проговорите, кто и за что отвечает, когда к вам можно обращаться за поддержкой. Соблюдайте предложенную схему и обязательно проводите «замеры» (например, списываясь в чате).

Используйте возможности медиации (решения споров с участием беспристрастного посредника)

Общение педагога с родителями может быть осложнено недоверием. Скажем, родители не настроены говорить с вами, потому что вы изначально им чем-то не понравились. Или вам не удалось донести до родителей свою точку зрения, и они восприняли ее как непримиримость. Или родители в принципе всегда принимают сторону ребенка. Тогда вы можете предложить разрешение конфликта через медиатора.

Медиатор не имеет права выносить решения по спору, оценивать поведение родителей учеников и педагога. Он должен воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Он только модерирует беседу, то есть держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников.
В идеале в школе должны быть свои структуры, которые занимаются медиацией – например, специальная конфликтная комиссия или школьный совет, в который входят и родители, и учителя, и представители администрации. Но это может быть и школьный психолог, социальный педагог – подготовка позволяет им выполнять эту роль. Лучше найти такую фигуру заранее или предложить администрации создание постоянной службы медиации. Рекомендации Минпросвещения России по организации служб школьной медиации можете скачать по ссылке.

Сделайте систему оценивания прозрачной

Споры из-за оценок между педагогами и родителями неизбежны. Но если родители будут знать, что у вас есть четкий алгоритм для работы с учеником, к вам будет больше доверия. За основу можно взять технологию формирующего оценивания. Она позволяет контролировать все этапы освоения нового материала – планирование результатов (что именно вы хотите получить в итоге), цель и задачи конкретного урока, критерии оценивания (они должны быть простыми и понятными), форму обратной связи, отслеживание прогресса. Плюс этой технологии в том, что родители с детьми получают наглядную картину движения ученика, а значит, с их стороны возникнет меньше жалоб. 

Подробнее о том, как эффективно решать конфликты между учителем и родителем, учителем и учеником, несколькими учениками, а также о том, как предотвратить травлю и научиться ненасильственному общению — в курсе «Конфликты и травля в школьной среде» программы «Я Учитель». Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?