Педагогическая ИКТ-компетентность: компьютерные программы и функции для эффективной работы

Педагогическая ИКТ-компетентность: компьютерные программы и функции для эффективной работы

Статьи

Освоение и интеграция бесплатных компьютерных программ в процесс работы часто кажется довольно трудоемким процессом. А главное, каким будет результат? Есть ли смысл тратить время, чтобы пару раз за весь учебный год сделать презентацию и один раз слайдшоу? Конечно, нет! Но вот попробовать превратить компьютер в настоящего личного помощника очень важно и совсем несложно. Мы поговорили с педагогами о важности компьютерной грамотности учителя и о ключевых компьютерных программах и функциях, которые моментально сделают проведение уроков, проверку домашних заданий и подготовку отчетности значительно интереснее и проще.

Эффективная обработка изображений

Современные школьники легко воспринимают информацию с экрана, а значит качественное визуальное сопровождение учебного материала играет очень важную роль и занимает достойное место среди цифровых компетенций педагога. Подготовить интересные иллюстрации и видео помогут бесплатные и простые в использовании компьютерные программы.

Одна из самых популярных программ для оперативной обработки изображений на компьютере – GIMP. По объему возможностей она схожа с Photoshop. Однако гораздо понятнее и бесплатна. Здесь можно рисовать, редактировать изображения, делать коллажи, убирать со снимков лишние детали, использовать различные эффекты и инструменты. На официальном сайте программы есть подробная инструкция по установке и работе с функционалом.

Готовые решения для красивого визуала

Сэкономить много времени и легко создать впечатляющие презентации, плакаты, открытки, визитки, буклеты и многое другое поможет сервис Canva. Здесь можно бесплатно зарегистрироваться и получить доступ к тысячам красивых шаблонов, куда вам останется лишь вставить нужную информацию и скачать результат.

Легкий монтаж видео

Классическая программа для монтажа видео, которую легко можно найти на компьютере или скачать – это Windows Movie Maker. Разработчики сделали максимально простой и интуитивно понятный интерфейс, который позволяет быстро создавать небольшие видеоролики и слайдшоу. Научившись этому, вы здорово "прокачаете" свои цифровые компетенции педагога. 

Нужно всего лишь запустить программу, добавить нужные видео, расположить их в желаемом порядке, отредактировать переходы между видео, затем добавить музыку и титры, а потом просто нажать кнопку «Сохранить». После сохранения важно проверить, что у вас получилось, запустив видео на домашнем или рабочем компьютере. Если самостоятельно разобраться не получилось, просто зайдите на сайт YouTube и задайте в строке поиска «обзор программы для монтажа видео Windows Movie Maker». Там вы найдете подробные инструкции, которые сопровождает наглядный материал.

Помимо Windows Movie Maker существует множество других бесплатных программ для монтажа видео, которые ничем ему не уступают, но отличаются по своему функционалу и дизайну. Их освоение также не потребует много времени. Например, «VSDC Video Editor» или «VideoPad». Кроме того, в интернете можно найти бесплатные программы для монтажа видео, с которыми можно работать онлайн.

Быстрое редактирование аудиофайлов

Иногда для проведения урока требуется не только визуальное сопровождение, но и звуковое. Для того, чтобы заранее подготовить нужный аудиофайл можно обратиться к бесплатной программе – Audacity. С помощью этого редактора легко записывать и обрабатывать цифровые файлы, а также оцифровывать устаревшие носители: кассеты и грампластинки. Важно, что программа позволяет удалять дефекты со звуковой дорожки: шипение и гул. Здесь можно менять тон и темп, сводить аудио дорожки и сохранять их в разных форматах. Аналогичный функционал можно найти и в других бесплатных программах. Например, Bear Audi Tool и Audio Editor Online. Они не требуют скачивания и предполагают редактирование онлайн.

Секреты пакета приложений Microsoft Office

За работу с документами, таблицами и презентациями отвечает пакет программ Microsoft Office: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Это базовые программы, которые при знакомстве с компьютером изучают первыми. Уровень цифровых компетенций педагога напрямую зависит от умения работать с ними. Поэтому важно коснуться некоторых функций, упрощающих эту работу.

Верхняя лента меню программ Microsoft Office хранит в себе множество полезных инструментов. Лучшее решение - настроить ленту под себя. Для этого перейдите в меню «Файл», выберете пункт «Параметры» и «Настроить ленту».

Серьезно экономит время использование на компьютере «горячих клавиш». Это различные комбинации на клавиатуре, при нажатии которых любая из программ Microsoft Office сразу выполнит нужное вам действие и его не придётся искать в меню. Самые полезные компьютерные горячие клавиши:

Ctrl + C: скопировать выделенный текст.

Кстати, чтобы посмотреть все, что вы копировали за время работы в документе, то нужно во вкладке меню «Главная» нажать кнопку «Буфер обмена».

Ctrl + V: вставить скопированный текст.

Ctrl + X: вырезать выделенный текст.

Ctrl + A: выделить весь текст документа.

Ctrl + Z: отменить последнее действие в документе.

Ctrl + Y: повторить действие.

Менее распространенные, но очень важные горячие клавиши на компьютере:

Shift + Ctrl или Shift + Alt - поменять язык ввода.

Ctrl + N: создать новый документ.

Ctrl + S: сохранить документ.

F12: открыть диалоговое окно «Сохранить как».

Ctrl + W: закрыть документ.

Ctrl + F: найти что-то в документе.

Shift + Alt + D: быстрая вставка даты.

Важный аспект компьютерной грамотности учителя - защита документов. Для дополнительной защиты своего документа попробуйте добавить водяной знак. Просто перейдите во вкладку меню «Дизайн» и выберите пункт «Подложка». Кроме того, можно защитить документ паролем. Перейдите в меню «Файл» - «Сведения» и выберите опцию «Защита документа».

Если пакет Microsoft Office у вас не установлен, можно скачать его бесплатный аналог OpenOffice.

Самые полезные функции браузера

Отредактировать картинки, смонтировать аудио или видео и подготовить текст  можно с помощью программ, которые мы перечислили. А вот быстро найти исходные материалы для подготовки к уроку можно, освоив несколько простых функций браузера. Такие приемы откроют вам интересные возможности и помогут настроить поиск информации в интернете для получения корректных результатов.

Например, запрос из нескольких слов возьмите в английские кавычки, тогда поисковая система выдаст страницы, где точно будет искомое словосочетание. Еще один прием – добавить перед нужными словами в запросе значок «+», благодаря этому вам выпадут сайты, где есть предложения с полным набором всех слов из поискового запроса. Значок «-» перед одним из слов в запросе наоборот исключит его из поиска. Если же вам нужно найти перевод слова, достаточно ввести его в поисковой строке и написать «перевод». Еще до нажатия кнопки «найти» поисковик выдаст вам нужный результат. Использование таких приёмов оставляет отличное развитие цифровых компетенций педагога вне сомнений.  

Другая функция браузера – история поиска. Здесь сохраняются все адреса сайтов, которые вы открывали через браузер. Найдите кнопку «история» и увидите перечень ссылок, по которым вы недавно переходили. Это поможет, если вы закрыли важный сайт и не запомнили, как он называется.

Для того, чтобы сайты, которыми вы пользуетесь чаще всего не терялись, можно применить еще одну функцию браузера - закрепить вкладки (достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши по вкладке вверху экрана и выбрать в меню «закрепить вкладку»). Кроме того, в некоторых браузерах есть возможность делить открытые вкладки на группы, которые будут выделены разными цветами. Это помогает не запутаться, если вы одновременно работаете со множеством открытых вкладок (нужно навести курсор на вкладку вверху экрана, нажать правую кнопку мыши и выбрать функцию «добавить вкладку в новую группу»).

Определить уровень компьютерной грамотности и понять, какие важные цифровые компетенции педагога еще нужно освоить, поможет наш чек-лист

alt

Для того, чтобы педагогам было легче ориентироваться в цифровом мире, эксперты программы развития учителей «Я Учитель» разработали бесплатный онлайн-курс для учителей «Базовые цифровые компетенции учителя». Присоединившись к нему, можно не только приобрести новые знания, но и получить сертификат о повышении квалификации.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?