Как учителю снизить уровень стресса учеников от оценивания - советы нейропсихолога

§ Три метода и четыре способа измерения результатов обучения

Как учителю снизить уровень стресса учеников от оценивания - советы нейропсихолога

Статьи

Российские дети сильнее всех в мире переживают из-за оценок в школе, свидетельствует международное исследование компании Harris Insights & Analytics. Стресс и неуверенность мешают усваивать материал и успешно применять его в жизни. Как педагогу измерять академические успехи, чтобы ученики не переживали из-за неудач, рассказывает специалист Яндекс.Учебника по психологическому сопровождению обучения и нейропсихолог Ксения Вотякова.

alt

Три метода оценивания результатов обучения

Оценивание – это сложный процесс, в основе которого лежит сравнение. Учителю нужно решить, с чем сравнивать успехи детей в школе.

Метод 1

Стандартный путь – ориентироваться на критерии. Например, на ФГОС или на нормативы. Когда оценка итоговая, специально разработанные критерии вполне уместны. Но если учитель ориентируется только на нормативы, неуспешные ученики теряют заинтересованность. Зачем стараться, если двойку ставят и за 20, и за 10 ошибок?

Метод 2

Можно сравнивать результаты учеников между собой, как на олимпиадах. Классический пример такого метода – рейтинговая оценка. Она тоже подходит, чтобы подвести итоги года, четверти или триместра, оценить, насколько хорошо ученик усвоил пройденный материал. Но когда рейтинговая оценка – единственный вариант, в классе возрастает конкуренция и напряжение. Дух соперничества может перейти на личные отношения между детьми и их испортить. 

Метод 3

И последний вариант – оценивать успехи ребенка, сравнивая их с его предыдущими успехами. Это самый нетравмирующий вид оценивания результатов обучения. Он безболезненно влияет на мотивацию учеников на уроках. «Я Учитель» проводит аналитику, которая помогает отслеживать, как это происходит. 

«Каждый раз, когда вы ставите оценку, подумайте, по какому из этих трех путей вы идете», – говорит нейропсихолог Ксения Вотякова.  

Но как, в итоге, формировать мотивацию учеников на уроках, чтобы они критически относились к своей работе, и при этом оставались уверенными в своих способностях? Современное образование предлагает разные способы измерения успехов детей в школе.

Формируем осознанное отношение к учебе

По результатам исследований, больше всего на учебу влияет обратная связь. Традиционная оценка в школе – один из ее форматов, но не единственный. Есть и другой вид обратной связи – «описательный». Это комментарий о том, что у ребенка получается, что не получается, и в чем причины его ошибок. 

Лучше всего обратная связь работает в тех случаях, когда она максимально конкретна, деликатна и развернута. В отличие от оценки, ученику нужно ее прочитать (или услышать), понять и использовать. В результате у ребенка формируется более осознанное отношение к учебе в целом. 

Учим учиться

Традиционно детей в школе «награждают» только за правильные ответы. Из-за этого желание получить высокий балл может стать сильнее, чем интерес к развитию. Мы подменяем внутреннюю мотивацию учиться внешней мотивацией достичь успеха.

В ответ на эту проблему в образовании появилась система формирующего оценивания. Ее суть – научить ребенка учиться и не бояться делать ошибки. Классический пример формирующего оценивания – система кредитов. Кредит – это зачетная единица, которую ученик получает просто за то, что он делает свою работу, выполняет задания и изучает материал. Так педагог поощряет участие ребенка в учебном процессе и формирует мотивацию учеников на уроках.

Развиваем командный дух 

Чтобы дети учились сотрудничать и развивали критическое мышление, учитель может предложить им обсудить работы друг друга. Такой подход в первую очередь помогает услышать разные точки зрения насчет того, как выполнять одно и то же задание. Кроме того, когда ребенок обсуждает свою работу с одноклассниками, а не с учителем, развивается его способность к самооцениванию.

Развиваем самооценивание

Лучший способ понять, что ученик думает по поводу определенного задания или урока в целом – это спросить у него. Обратная связь полезна и для самих детей: для них это шанс еще раз самостоятельно обдумать работу и заметить свои ошибки, поразмышлять над их причинами. 

Хорошая идея для педагога  –  попросить учеников в конце урока оценить интерес, успешность или свое настроение с помощью карточек с цифрами, цветами или «смайлами». 

Оценивание результатов обучения – действительно сложный процесс. Если вам интересно, как правильно у вас получается измерять успехи детей в школе, пройдите наш тест

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?