Как учителю правильно искать ответы на вопросы в интернете и научить этому своих учеников

Составляем правильные поисковые запросы и ищем проверенные источники

Как учителю правильно искать ответы на вопросы в интернете и научить этому своих учеников

Статьи

Представьте такую ситуацию: идёт урок и ученик задаёт каверзный вопрос, на который вы не находите ответа. Можно ли просто сказать: «Я не знаю, давай посмотрим в интернете»? Конечно, педагог должен свободно ориентироваться в своём предмете. Но в современном мире так много информации и совершенно нормально пользоваться поиском в интернете в случае необходимости: о необходимых цифровых компетенциях педагога мы рассказывали в одной из прошлых статей. Отыскать нужные факты бывает не так просто. Рассказываем, как  пользоваться поиском и развивать цифровые компетенции у себя и учеников.

Интернет на уроке

Исторически учитель – непререкаемый авторитет, носитель знания. Когда-то – главный и практически единственный. Но с появлением альтернативных источников информации роль педагога постепенно трансформируется. Педагог – не энциклопедист, он должен заинтересовать ученика предметом и показать, как правильно искать информацию в интернете на интересующую тему, материалы к уроку. Что полезного в использовании интернета учителем? Поиск во время занятия можно использовать для того, чтобы проверять факты вместе с учениками. Это становится нормой, так постепенно реализуется цифровая трансформация образования. 

Кроме того, учитель, который признаёт очевидную для детей значимость гаджетов, и в случае необходимости использует телефон на уроке и знает, как правильно искать информацию в интернете, вызывает большее доверие. Ученики видят, что педагог – обычный человек (хотя, безусловно, и авторитетный), он тоже может чего-то не знать или забыть, но это не страшно, всегда есть способ найти информацию.

Подготовка к уроку: уместно ли использование интернета учителем

Конечно, это личное дело каждого педагога, и многое зависит от предмета, но зачастую интернет учителю помогает. Школьную программу можно «освежить», если найти дополнительные материалы к уроку. И это могут быть не только презентации, а, например, информация о новых исследованиях или забавных экспериментах, интересные факты из жизни учёных или писателей. И, кстати, потом можно рассказать детям, где вам удалось отыскать интересную информацию, какие ресурсы вы для этого использовали и какие неочевидные запросы помогли.

Для чего ещё интернет учителю

Особую актуальность поиск информации в интернете приобретает, когда обучение происходит по методу «перевернутый класс»: в этом случае занятия в классе и домашняя работа меняются местами. Дома ученики самостоятельно осваивают учебную программу и развивают цифровые компетенции, а на занятиях рассказывают о том, что изучили и выполняют практические задания. Материалы к уроку для продуктивной работы школьников готовит педагог. Подготовка учителя к уроку включает поиск и отбор видео, статей, подбор заданий на онлайн-платформах. Так происходит цифровая трансформация образования и учитель на практике превращается из носителя знаний в проводника в мире информации.

5 советов учителю и ученикам для более эффективного поиска в интернете

Яндекс может выдать ответ практически на любой вопрос. Но откуда ребёнок, доставший телефон на уроке, знает, какой запрос ввести? И как поймёт, что ответ правильный? Поэтому так важны цифровые компетенции. Подготовка учителя к уроку также будет проходить эффективнее, если освоить правила «общения» с поисковиком.

Правильно составлять поисковые запросы

Поисковик – система, работающая по определённому алгоритму. И хотя она становится всё более совершенной, всё лучше понимает «человеческий» язык, важно формулировать фразы определённым образом, использовать ключевые слова. Например, чтобы уточнить биографические данные, не стоит вводить в поисковую строку «Когда родился и умер Александр Сергеевич Пушкин?». Достаточно написать «Пушкин годы жизни».

Выбирать источники информации

Не стоит принимать на веру ответ, размещённый по первой попавшейся ссылке. В сети может быть самая разная информация – как достоверная, так и не очень. Цифровая трансформация образования тренирует навык отбора данных в интернете. Важно уметь оценить авторитетность сайтов. К примеру, информация, опубликованная на странице в Википедии, заслуживает большего доверия, чем опубликованная в Ответах Mail.ru. Кстати, если не получается найти достаточно информации в русскоязычной статье на Википедии, можно выбрать в колонке слева английский язык: так вы попадёте на аналогичную статью на английском, зачастую они более подробные. 

Проверять достоверность информации в интернете 

Однако и Википедия – не истина в последней инстанции. Даже если ответ на вопрос нашёлся там, всё равно имеет смысл поискать подтверждение – изучить другие источники, сравнить информацию. Как правило, самые достоверные сведения можно обнаружить в научных публикациях. Дополнительная проверка и углублённое изучение вопроса помогает получить более точные результаты. 

Использовать все возможности

Поисковики позволяют сузить круг ресурсов – например, можно использовать телефон на уроке для поиска по картинкам, видео или новостям. Данные об исследованиях лучше искать на известных научных сайтах (к примеру, в электронной библиотеке eLIBRARY.RU или cyberleninka.ru; на порталах авторитетных американских изданий sciencemag.org и nature.com), проверять написание слова – на специализированных лингвистических сервисах (наподобие gramota.ru). Кроме того, всегда можно задать свой вопрос на тематическом форуме или в группе в соцсетях – но, опять же, такие ответы нужно проверять.

Технические «хитрости»

1. Чтобы найти конкретную цитату, нужно поставить запрос в кавычки («Я к вам пишу»). 

2. Найти пропущенное слово в выражении поможет знак «*» (Я к вам * чего же боле). 

3. Чтобы исключить из поисковой выдачи какое-либо слово, достаточно добавить перед ним знак «-» (запрос Волга -машина позволит вывести информацию только про реку). 

4. Чтобы провести поиск только по заголовкам документа, нужно перед запросом поставить «title» (title:манифест футуризма). 

5. Ещё один полезный навык – если на странице очень много информации, отыскать что-то конкретное поможет функция «Найти на странице» в телефоне, команда Ctrl+F на компьютере с системой Windows и Command+F на Mac.

Как поиск в интернете влияет на детей

Возможность оперативно найти практически любые сведения – важнейшее, что дает нам интернет. Но тогда можно ничего и не держать в голове – зачем запоминать информацию, если всегда можно её уточнить? Так звучит один из основных аргументов противников того, что школьники используют телефон на уроке. Однако для эффективного поиска нужно уметь правильно сформулировать поисковой запрос, отобрать необходимые данные, убедиться в их достоверности, грамотно применить полученную информацию… В общем, совершить множество действий, развивающих интеллектуальные навыки и цифровые компетенции. Самостоятельный поиск информации в интернете способствует формированию четырёх из 20 метапредметных компетенций ФГОС: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность искать необходимые материалы к уроку, выделять существенную информацию из текстов разных видов и в дальнейшем проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Параллельно совершенствуется функциональное чтение – это не компетенция ФГОС, но также навык, необходимый ученикам.

5 октября на платформе «Я Учитель» стартовал курс «Базовые цифровые компетенции учителя». Курс направлен на развитие базовых цифровых компетенций учителя и обучение педагогов основам информационной безопасности.  Он поможет выбрать электронные образовательные ресурсы для использования на уроках и адаптировать их для решения учебных задач. Курс подготовлен экспертами Яндекс.Учебника совместно с Андреем Сиденко (Лаборатория Касперского), Ариной Нуриахметовой и Марией Плоткиной (проект «Geek Teachers»),  Т.А. Шилиной (МПГУ). После окончания курса участники получат удостоверение о повышении квалификации. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?