Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников

§  5 прикладных советов

Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников

Статьи

Для младшеклассников мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будут нужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас. Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. О том, что такое функциональная грамотность, можно прочитать в предыдущей статье

Прикладными для младшеклассников могут быть не только задачи по математике про скорость поезда, оплату покупок в магазине и расчеты материалов для ремонта. Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и так далее. Они наглядно покажут применение математики в жизни.

Примеры заданий по математической грамотности

Примером задания по математической грамотности для младших школьников на математическую грамотность можно считать задачу про вертлявую девочку, которая по пути на экскурсию хочет посчитать своих выстроившихся парами одноклассников. Сзади четыре пары, впереди – три, и нужно еще не забыть про себя и подружку. Каждый ребенок попадал в похожую ситуацию, поэтому точно знает, о чем речь. Другое задание по математической грамотности – вычислить, на каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Так что если ребенок забудет, на каком этаже живет его друг или бабушка, математика поможет. 

Предлагаем пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности — в начальной школе. 

1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий

Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.

2. Играйте в математические игры

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.   

Другая идея – прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.

3. Давайте жизненные задания

С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

4. Подключайте родителей

Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий. 

Не менее актуальной будет и беседа с представителями гуманитарных профессий. Как применяют математику в сферах, где, казалось бы, она не нужна? Кинопродюсеры рассчитывают бюджет фильма исходя из количества актеров, персонала и съемочных дней, журналисты используют статистику, чтобы подтвердить или опровергнуть факты и уловить настроения общества, дизайнеры умело работают с геометрическими понятиями и фигурами.

5. Используйте цифровые платформы

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.

Подробнее о способах развития математической грамотности других компонентов функциональной грамотности вы можете узнать на бесплатном курсе программы развития педагогов «Я Учитель» «Функциональная грамотность». Чтобы ознакомиться с содержанием курса и зарегистрироваться – переходите по ссылке.

Результаты PISA по математической грамотности: Россия и Москва

Международное тестирование учащихся PISA последний раз проводилось в 2018 году. Российские пятнадцатилетние подростки заняли место примерно в середине списка, набрав 488 баллов из 1000. Это исследование функциональной грамотности показало, что 78,4% российских школьников могут с помощью математических знаний решать простые повседневные задачи. Чуть больше 8% учащихся показали высокий уровень математической грамотности: они могут осмысливать, обобщать информацию, которую получают в ходе анализа или моделирования сложных проблемных ситуаций, при этом пользуясь данными из разных источников, представленными в разной форме. В странах-лидерах высокие результаты показывают около 11% учеников.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?