Как развивать регулятивные УУД у школьников

Как развивать регулятивные УУД у школьников

Статьи

Универсальные учебные действия в широком смысле — это способность организовать любую деятельность: 

— ставить цель; 

— ориентироваться в ситуации; 

— планировать, с помощью каких действий можно достичь цели в этой ситуации; 

— контролировать и регулировать себя по время работы; 

— концентрироваться в течение длительного времени; 

проверять результаты работы; 

— анализировать проделанную работу: что было сделать сложно, что легко и почему. 

Регулятивные УУД помогают ребёнку учиться. 

В нейропсихологии соответствующие психические структуры называют регуляторными функциями или функциями регуляции, программирования и контроля. В поведении ребёнка признаками слабости регуляторных функций могут быть: 

— невнимательность; 

— импульсивность, чрезмерная подвижность; 

— высокая утомляемость; 

— забывчивость, неорганизованность; 

— конфликтность, сложности в общении со сверстниками; 

— нестабильность результатов, которую нельзя объяснить непониманием темы. 

Для регуляторной дисграфии и дискалькулии характерны следующие специфические ошибки: 

— пропуск и вставка элементов букв, слогов, слов; 

— излишнее повторение или вставка элементов букв и слогов; 

— «слипание» слов друг с другом; 

— орфографические ошибки при знании правил; 

— путаница в действиях при решении задачи (ребёнок импульсивно «жонглирует» условиями задачи, не вчитываясь в них). 

Регуляторные функции развивает не только учёба, но и игры, спорт, творчество — любая интересная ребёнку деятельность. 

Если детей в классе разделить по степени развития регулятивных УУД, образуются три условные группы учеников: «сильные», «средние» и «слабые». Разберём стратегию работы с каждой группой. 

«Сильная» группа 

У детей с хорошо сформированными регуляторными функциями в первую очередь нужно развивать: 

— умение ставить SMART-цели — то есть конкретные (specific), измеримые (measurable), достижимые (attainable), актуальные (relevant) и ограниченные по времени (time-bound); 

— рефлексию — способность оценивать самого себя: что у меня хорошо получается и что мне интересно; 

— навыки тайм-менеджмента. 

«Средняя» группа 

Таких детей важно научить конкретным учебным навыкам: 

— осознавать цель работы, например: «Сейчас я учусь выделять главные члены предложения»; 

— ориентироваться в условиях заданий: повторять их по памяти, выделять маркером ключевые слова; 

— проверять самого себя: контролировать промежуточный результат, сравнивать вопрос и полученный ответ, следить за ходом решения; 

— составлять план действий и чётко ему следовать: например, собрать чек-лист для решения контрольной работы или разбора слова по составу; 

— оценивать самого себя в конце занятия: понять, что было сложно или легко, что было действительно интересно. 

Ребёнку также нужно помогать отслеживать личную динамику по каждому предмету, а лучше — по конкретной теме. Очень хорошо, если такая аналитика будет отмечать успехи ребёнка и вдохновлять его на учёбу. 

«Слабая» группа 

Помочь ребёнку более осознанно управлять своим поведением можно путём целенаправленной работы учителя в команде с родителями и психологом или нейропсихологом. Навыки саморегуляции поможет развить специальная коррекционная работа: развивающие игры и упражнения, режим, правила повседневной жизни. 

Учителю важно помнить об особенностях работы с детьми с относительной несформированностью регуляторных функций: 

— уберите всё лишнее из поля зрения ребёнка: на парте должен остаться необходимый минимум вещей; 

— дозируйте нагрузку, устраивайте перерывы каждые 10–15 минут; 

— разбейте сложное задание на части и давайте инструкцию в начале каждого этапа: например, сначала попросите прочитать текст, а после прочтения дайте задание найти все глаголы; 

— помогите ребёнку начать: прикоснитесь к нему, обратитесь по имени, посмотрите в глаза; 

— формулируйте задания коротко — они должны звучать как инструкция: послушай, запомни, остановись и проверь, подумай; 

— давайте чёткую обратную связь: объясняйте, что именно ребёнок сделал не так; 

— подробно объясняйте причину ошибки: «механическое» копирование и повторение малоэффективно в работе с такими детьми; 

— давайте время на «вхождение» в задание, а при создании комплекта упражнений учитывайте, что такие дети долго «разгоняются» и быстро истощаются. 

Ещё у нас есть вебинар по регулятивным УУД.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?