Универсальные учебные действия в широком смысле — это способность организовать любую деятельность:
— ставить цель;
— ориентироваться в ситуации;
— планировать, с помощью каких действий можно достичь цели в этой ситуации;
— контролировать и регулировать себя по время работы;
— концентрироваться в течение длительного времени;
проверять результаты работы;
— анализировать проделанную работу: что было сделать сложно, что легко и почему.
Регулятивные УУД помогают ребёнку учиться.
В нейропсихологии соответствующие психические структуры называют регуляторными функциями или функциями регуляции, программирования и контроля. В поведении ребёнка признаками слабости регуляторных функций могут быть:
— невнимательность;
— импульсивность, чрезмерная подвижность;
— высокая утомляемость;
— забывчивость, неорганизованность;
— конфликтность, сложности в общении со сверстниками;
— нестабильность результатов, которую нельзя объяснить непониманием темы.
Для регуляторной дисграфии и дискалькулии характерны следующие специфические ошибки:
— пропуск и вставка элементов букв, слогов, слов;
— излишнее повторение или вставка элементов букв и слогов;
— «слипание» слов друг с другом;
— орфографические ошибки при знании правил;
— путаница в действиях при решении задачи (ребёнок импульсивно «жонглирует» условиями задачи, не вчитываясь в них).
Регуляторные функции развивает не только учёба, но и игры, спорт, творчество — любая интересная ребёнку деятельность.
Если детей в классе разделить по степени развития регулятивных УУД, образуются три условные группы учеников: «сильные», «средние» и «слабые». Разберём стратегию работы с каждой группой.
«Сильная» группа
У детей с хорошо сформированными регуляторными функциями в первую очередь нужно развивать:
— умение ставить SMART-цели — то есть конкретные (specific), измеримые (measurable), достижимые (attainable), актуальные (relevant) и ограниченные по времени (time-bound);
— рефлексию — способность оценивать самого себя: что у меня хорошо получается и что мне интересно;
— навыки тайм-менеджмента.
«Средняя» группа
Таких детей важно научить конкретным учебным навыкам:
— осознавать цель работы, например: «Сейчас я учусь выделять главные члены предложения»;
— ориентироваться в условиях заданий: повторять их по памяти, выделять маркером ключевые слова;
— проверять самого себя: контролировать промежуточный результат, сравнивать вопрос и полученный ответ, следить за ходом решения;
— составлять план действий и чётко ему следовать: например, собрать чек-лист для решения контрольной работы или разбора слова по составу;
— оценивать самого себя в конце занятия: понять, что было сложно или легко, что было действительно интересно.
Ребёнку также нужно помогать отслеживать личную динамику по каждому предмету, а лучше — по конкретной теме. Очень хорошо, если такая аналитика будет отмечать успехи ребёнка и вдохновлять его на учёбу.
«Слабая» группа
Помочь ребёнку более осознанно управлять своим поведением можно путём целенаправленной работы учителя в команде с родителями и психологом или нейропсихологом. Навыки саморегуляции поможет развить специальная коррекционная работа: развивающие игры и упражнения, режим, правила повседневной жизни.
Учителю важно помнить об особенностях работы с детьми с относительной несформированностью регуляторных функций:
— уберите всё лишнее из поля зрения ребёнка: на парте должен остаться необходимый минимум вещей;
— дозируйте нагрузку, устраивайте перерывы каждые 10–15 минут;
— разбейте сложное задание на части и давайте инструкцию в начале каждого этапа: например, сначала попросите прочитать текст, а после прочтения дайте задание найти все глаголы;
— помогите ребёнку начать: прикоснитесь к нему, обратитесь по имени, посмотрите в глаза;
— формулируйте задания коротко — они должны звучать как инструкция: послушай, запомни, остановись и проверь, подумай;
— давайте чёткую обратную связь: объясняйте, что именно ребёнок сделал не так;
— подробно объясняйте причину ошибки: «механическое» копирование и повторение малоэффективно в работе с такими детьми;
— давайте время на «вхождение» в задание, а при создании комплекта упражнений учитывайте, что такие дети долго «разгоняются» и быстро истощаются.
Ещё у нас есть вебинар по регулятивным УУД.