Как провести онлайн-урок: во время урока

§ Разбираем, как провести идеальный видеоурок.

Как провести онлайн-урок: во время урока

Статьи

В первой части материала «Как провести онлайн-урок» вы узнали, как подготовиться к видеоуроку, получили чеклист подготовки и смогли выбрать сервис для передачи контента. Вы полностью готовы, а значит настало время трансляции.

Мы расскажем, как сделать так, чтобы онлайн-урок прошел без проблем и понравился детям.

1. Убедитесь, что ученикам хорошо видно ваше лицо

В классе ученики всегда видят учителя. Что ощутить эффект присутствия на дистанционном уроке, дети должны видеть ваше лицо. Убедитесь, что фон и свет подобраны правильно и учеников ничего не отвлекает. Если пользуетесь макияжем,не пренебрегайте им и в онлайн-уроках, — это дополнительный способ привлечения внимания. Попробуйте переключаться в разные режимы во время урока и отключайте демонстрацию экрана, когда она не нужна.

2. Установите контакт с детьми

В начале урока обратитесь к ученикам по именам, сделайте перекличку и похвалите за присутствие на уроке. 

Чтобы удержать внимание, комментируйте все свои действия, например: «Сейчас мы изучим новую тему», «Теперь я включаю демонстрацию экрана». Периодически спрашивайте учеников, нет ли проблем со связью и все ли им понятно.

3. Проговорите правила поведения

В начале урока расскажите ученикам, как нужно себя вести и что делать, если возникнут проблемы. Если в школе у вас был список правил поведения на уроке, составьте такой же чеклист урока онлайн.

☐ Чтобы задать вопрос, нужно записать его в чат.

☐ Нельзя перебивать, если хочется что-то сказать — нужно поднять руку и дождаться своей очереди.

☐ Во время урока нельзя есть, вставать и отвлекаться на посторонние предметы.

☐ Все неучебные вкладки должны быть закрыты.

4. Организуйте активное взаимодействие

Дайте ученикам время, чтобы освоиться в онлайн-среде и постепенно вовлекайте их в урок. Придумайте жесты, которые будут означать «да» и «нет» и просите показывать их в ответ на закрытые вопросы. На уроках математики просите показывать число пальцами. На языковых уроках поиграйте в «Крокодила»: пусть дети объясняют значение слова с помощью жестов.

5. Организуйте групповую работу

Учеников средней и старшей школы можно объединять в группы. Это повысит их мотивацию и заинтересованность. 

Для групповых заданий отлично подойдут онлайн-доски. Если вы проводите онлайн-уроки с помощью Zoom, то поделите учеников на сессионные залы. Эта функция доступна даже в бесплатной версии, найдите ее в настройках

Онлайн-инструменты для групповой работы можно использовать для работы над проектом. 

6. Повторяйте инструкции много раз

Повторение и еще раз повторение! Особенно это правило должно работать с учениками начальной школы. Посвятите несколько занятий освоению алгоритмов работы за компьютером. Пусть дети разберутся, куда надо нажимать, что такое демонстрация экрана, как писать в чат.

Когда все разберутся с техникой, переходите к содержательной стороне урока. Обязательно дублируйте все инструкции в общий чат.

7. Поддержите учеников

От технических трудностей во время онлайн-урока не застрахован никто. Если у детей возникнут проблемы, не ругайте их. Объясните, что все в порядке, и помогите разобраться. Привлекайте родителей, если без их помощи не обойтись.

8. Придумайте систему поощрений

Поводов похвалить учеников много: за присутствие на уроке, активную работу, внимательность и хорошее поведение. Можно завести онлайн-таблицу с баллами или выдавать детям «медальки» в мессенджерах. В качестве медалек подойдут стикеры, картинки и смайлики. Только не превращайте это в механизм соревнования между детьми. Главная цель — создать чувство успешности от работы в онлайн-среде.

9. Будьте открыты и искренни 

Если вы расскажите ученикам, что вам сложно перестроиться на дистант, они обязательно вас поймут и поддержат. Объясните, что вы учитесь вместе с ними и тоже волнуетесь — это создаст доверительную атмосферу лучше любых специальных методик. 

Детям сейчас тоже нелегко — они скучают по друзьям, хотят играть и бегать на переменках. Спросите, кто скучает по школе, и вы удивитесь количеству ответов. Если есть возможность, устройте классный час и попросите учеников рассказать, как они проводят свободное время.

10. Попробуйте записать занятие

Если у вас нет проблем с техникой и интернетом, попробуйте записать занятие. Начните с небольших видео по 10 минут. Возможность записи есть практически на каждой платформе для видеоконференций. Найти инструкцию можно на самой платформе или с помощью поисковых сервисов.

Видео с урока пригодится, если вы хотите подготовить материалы сразу для нескольких классов. Главное — помните, что на записи можете быть только вы. Если там будут ученики, придется получить письменное согласие от родителей.


 

В заключительной части мы делимся способами завершить урок в онлайн-формате и разбираем инструменты для работы с обратной связью учеников.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?