Как побороть лень у ребенка? Советы психолога школьным учителям

Статьи

·

Многим родителям кажется, что их ребенок не хочет учиться — да и вообще ничего: только сидеть за компьютером или в телефоне. То же самое порой думают и учителя: они не видят заинтересованности, получают списанные из ГДЗ домашние задания и наблюдают, как вместо того, чтобы слушать объяснение, ребенок листает под партой ленту TikTok. 

Кажется, все это можно списать на обычную лень — но всегда ли всё так просто? Как учитель может вдохновить ребенка? Разбираемся вместе с нейропсихологом Ксенией Вотяковой.

Понять, действительно ли это лень

Прежде всего важно определить, действительно ли ребенок просто ленится. Случаи, когда нежелание делать что-либо принимает тотальные масштабы, могут быть связаны не с простой ленью, а с апатией — а это может быть симптомом многих проблем начиная от болезней печени и заканчивая психическими заболеваниями. Апатия от лени отличается тем, что человек, страдающий от нее, с безразличием относится вообще ко всему. То есть, его невозможно вывести на эмоции: реакции подростка заторможены, его не интересуют ни учеба, ни друзья, ни еда, ни собственный внешний вид. В случае, если ребенок просто ленив, он не хочет делать что-то конкретное: например, готовиться к экзаменам или изучать определенный предмет. При этом он может увлеченно рассказывать друзьям о новом компьютере или рисовать комиксы на всех уроках. 

В случае, если вам кажется, что ребенок страдает апатией, а не ленью, лучше обратиться к родителям и школьному психологу. А вот побороть лень можно попытаться и в рамках школы.

Подумать, чем вызвана лень

Каждый ребенок не хочет учиться по собственным причинам. С 7 до 12 лет это вообще нормальный процесс, вызванный отсутствием привычки или рассеянностью. А вот в возрасте 12-16 лет ребята чаще всего ленятся уже из-за социально обусловленных причин: например, отсутствия мотивации к учебе или неуверенности в себе. Разберемся подробнее. 

Проблема 1. Обычная усталость

Кажется, что дети энергичнее, чем взрослые. Но на самом деле дети устают легко: в подростковом возрасте происходят мощные физиологические перестройки организма, для этого требуется много энергии. Длительная монотонная нагрузка — интеллектуальная в том числе — подросткам дается сложнее, чем взрослым. 

Ребенок не хочет учиться после семи уроков и множества кружков, репетиторов и онлайн-занятий? Это нормально, ведь он перегружен.  Кроме того, некоторые дети устают в силу особенностей организма: для них лень является важным механизмом, сберегающим здоровье.   

Решение: снять лишнюю нагрузку с ребенка могут родители. Поэтому на собраниях и в чатах важно напоминать им о том, что дети должны спать не менее 8-9 часов, гулять минимум по часу в день и следить за питанием. Самим ученикам на классном часе можно рассказать о правилах организации дня: научить составлять списки дел, расставлять приоритеты. Ребятам в старших классах можно предложить пользоваться приложениями для тайм-менеджмента — с ними дети устанут меньше хотя бы потому, что не будут панически пытаться сделать несколько дел одновременно.

Проблема 2. Недостаток мотивации

Подростки часто не понимают, для чего им нужно делать то, что им не очень-то нравится. Зачем ему учить интегралы, если в жизни у них никакого практического применения нет? Или для чего ему готовиться к поступлению в институт, если он может стать инстаграм-блогером и сразу же заработать миллионы?

Решение: подростка можно переубедить, только заручившись беспроигрышными аргументами. Для того, чтобы объяснить классу, для чего изучать ту или иную дисциплину, можно обратиться, например, к видеолекциям TED. А в пользе конкретной темы помогут убедиться задачи по функциональной грамотности, описывающие ситуации из реальной жизни, в которой могут пригодиться те или иные знания. Подборки хороших задач на функциональную грамотность по математике и русскому языку можно найти в Яндекс.Учебнике. 

Кроме того, важно помнить, что мотивацию к учебе могут повысить профориентационные занятия. Если ученик занимается тем, что ему нравится и что удается, формируются «зоны успеха», которые могут уравновесить нелюбовь к другим предметам и привить любовь к обучению в принципе. 

Проблема 3. Трудности воспитания и недостаток силы воли

Гиперопекаемые подростки в решении проблем рассчитывают на родителей, а ребята с авторитарными папами или мамами вечно ждут «пинка», чтобы начать что-то делать. Таких учеников педагогу сложно сдвинуть с места, и побороть лень для них значит перешагнуть через себя. 

Решение. Детям важно осознавать, что они не напрасно теряют время на уроках. Поэтому интересно в самом начале занятия определить цели урока как можно конкретнее: что они должны узнать, какими навыками овладеть. Чем сложнее ученику определить цель урока, тем меньше он старается, чтобы ее достичь. 

Еще лучше — определить несколько целей урока и в течение занятия несколько раз менять форму работы. Однообразие приводит к пресыщению, а оно — к уменьшению настойчивости ребят и снижению эффективности. Хорошей мотивацией к учебе и достижению цели служит работа в команде: ребята сообща делают качественные разносторонние проекты, задействуя коммуникацию и обучаясь друг с друга тому, о чем скучно читать в учебниках. 

Кроме того, важно научить детей осознавать свою ответственность. Например, вовлекать ребят, у которых проблемы с инициативой, в разработку больших проектов, где у них будет чётко прописанная роль, конкретная — и важная — задача. 

Проблема 4. Следование моде и неуверенность в себе

Нежелание выполнять задания часто связано с подростковым протестом: ребята ориентируются друг на друга больше, чем за взрослых, и то, что принято в подростковом коллективе, задает тон взаимодействию ребенка и окружающего мира. То есть, если в классе «не модно» хорошо учиться — подросток не будет стараться, даже если он очень талантлив. В основе такой лени — заниженная самооценка, страх «потерять лицо» перед одноклассниками и отсутствие понимания ценности знаний и успехов в учёбе. 

Решение: Побороть лень неуверенному ребенку может помочь искренний интерес к его персоне у значимого для него взрослого. Немного больше шансов вызвать доверие у подростка у молодого учителя, который, по идее, должен лучше его понимать. Но искренняя забота и похвала от педагога любого возраста положительно повлияют на самооценку ребенка и добавят ему мотивации к учебе. 

В борьбе с ленью учеников важно помнить, что в век информационной перегруженности безделье — это способ прийти к гармонии с собой, привести в порядок мысли, «перезагрузиться». Для ребенка это важно, учитывая, что источники новой информации буквально везде и разобраться в них все сложнее. Поэтому важно принять самому и донести до учеников мысль о том, что лениться можно и нужно, однако важно соблюдать баланс между действием и бездействием. Иначе прогресса не будет: и это касается не только учебы, но и других сфер, где требуются усилия. А требуются они везде. 

Вдохновить современных детей на обучение непросто, особенно если это касается сложного школьного предмета. О том, как заинтересовать подростка математикой, читайте в нашей статье.

Другие материалы

Я чувствую эмоциональное выгорание, что делать? 8 советов для учителей

§ Рассказываем, с чего начать борьбу с выгоранием

Статьи

Инклюзивная школа: если в классе учится ребёнок с нарушениями зрения

§ Как сделать обучение эффективным

Статьи

Развитие креативного мышления в начальной школе: 7 простых советов для учителя

Статьи

Как учителю снизить уровень стресса учеников от оценивания - советы нейропсихолога

§ Три метода и четыре способа измерения результатов обучения

Статьи

Хранители времени: функции и компьютерные программы, которые сделают работу учителя проще

Статьи

Как организовать и провести эффективное родительское собрание онлайн?

§ Подробный гид по подготовке и проведению онлайн-собрания

Статьи