Как научить ребенка ставить цели: «карта желаний» и методика SMART

Как научить ребенка ставить цели: «карта желаний» и методика SMART

Статьи

Рассказывает Ксения Вотякова, специалист по психологическому сопровождению в Яндекс.Учебнике

Начало учебного года — самое подходящее время, чтобы подумать, каких целей детям хотелось бы достичь к его завершению. Если поставить себе цели на старте работы, легче добиться желаемого. 

Можно провести занятие на целеполагание с помощью двух методик: «карты желаний» и техники SMART. 

Рисуем «Карту желаний»

Раздайте детям конверты и чистые листы бумаги.

Прочитайте задание:

«Нарисуйте себя в центре листа. Вы можете изобразить себя как угодно: автопортрет, образ, символ или ваше имя». 

Затем нарисуйте или напишите ответы на три вопроса: 

  • Что бы вам хотелось уметь в конце этого учебного года? Например, научиться красиво писать, отжиматься 10 раз или максимально прокачать героя в любимой компьютерной игре.
  • Чем бы вы хотели обладать? Например, новый телефон, золотая медаль в соревнованиях по лыжам или пара волнистых попугайчиков. 
  • Что бы вы хотели сделать? Например, съездить на экскурсию в Эрмитаж, закончить год без троек, выиграть олимпиаду.

После того как задание выполнено, каждый ученик запечатывает лист в конверт и подписывает его. В конце учебного года у вас будет хороший повод подвести итоги и поразмышлять с учениками над результатами. Дети с большим интересом вскрывают конверты весной, и в большинстве случаев, хотя бы одна из целей-желаний обычно осуществляется.

Ребята могут писать учебные и личные цели. Разделение ответов условно, вопросы нужны для того, чтобы подтолкнуть к рефлексии и размышлениям. В этом задании важна полная свобода мысли и конфиденциальность, чтобы все участники понимали, что после того как лист запечатан в конверт, никто не увидит содержание.

Формулируем SMART-цели

SMART — это мнемоническая аббревиатура на английском языке, в которой зашифрована концепция постановки целей и рабочих задач. В бизнесе ее используют для управления проектами. В аббревиатуре пять слов: specific, measurable, attainable, relevant и time-bound. В переводе на русский это значит, что правильно сформулированная цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной (слово relevant иногда также переводят как «значимой») и ограниченной по времени.

Попросите ребенка написать две-три самые важные цели, которые ему важно достичь в течение учебного года. Можно сконцентрироваться на одной. Если кому-то этого будет мало, можно обсудить две-три.

Будьте осторожны с использованием слова «хочу» при постановке вопроса, чтобы разговор шел не об абстрактных желаниях, а о целях, к которым ребенок стремится и готов приложить реальные усилия, чтобы их достичь. 

Ребенку надо помочь сделать свою цель более конкретной и реалистичной. Для этого ученику надо задать следующие вопросы и объяснить, как написать ответы на них:

  1. Цель сформулирована утвердительно? Например: «Я буду учиться на 4 и 5», вместо «не быть двоечником».
  2. Как цель относится ко мне, находится под моим контролем? —«Я постараюсь убедить маму купить собаку» вместо «Мама купит мне собаку».
  3. Что конкретно должно произойти? Как я узнаю, что достиг своей цели? Что я буду видеть, слышать и чувствовать в результате ее достижения? —«Я получу медаль за призовое место в соревнованиях, повешу еена стену, буду гордиться, а родители будут мной очень довольны».
  4. Могу ли я придумать показатель для измерения результата? —«Пробежать 5 километров за 30 минут, познакомиться не меньше чем с тремя новыми людьми, заниматься робототехникой не менее трех часов в неделю».
  5. Цель не слишком глобальна? Если цель очень «большая», надо выделить отдельные компоненты и работать с ними. —«Чтобы поступить в математический класс, нужно уделять больше времени занятиям математикой, позаниматься с репетитором по русскому языку, начать ходить на кружок занимательной математики и составить расписание участия в олимпиадах».
  6. Какие ресурсы мне нужны для достижения цели? Я ими располагаю? —«Мне нужны хорошие лыжи, чтобы хорошо выступить. Они дорого стоят, я могу попросить родителей подарить их мне на Новый год».
  7. Как я буду знать, что двигаюсь к нужной цели? Составьте план и список промежуточных задач, если это возможно. —«С помощью приложения я буду следить за временем, проведенным за игрой на компьютере,и стремиться, чтобы оно постепенно уменьшилось до 1 часа в день».
  8. Какие препятствия могут встретиться на пути к цели? Что я могу сделать, чтобы предотвратить или преодолеть их? —«Могу получить травму, большая конкуренция. Буду тренироваться максимально аккуратно и следить за успехами ключевых противников».
  9. Какие первые шаги я могу сделать для реализации цели? Где и когда я сделаю эти шаги? —«Сегодня хорошо подготовлюсь к уроку, завтра подниму руку и отвечу на уроке. Завтра вечером серьезно поговорю с мамой о щенке».

Хорошо сделанное задание позволяет перейти от формулировки не просто «Я хочу хорошо учиться» к конкретной, достижимой, привязанной ко времени цели — «за третью четверть в моем дневнике будут стоять по математике 5 и 4, по русскому языку не будет 2».

Можно рассматривать описанные задания как два этапа работы или использовать первый вариант для занятий в младших классах, а второй — для работы в 3—4 классе.

Главное — дать каждому ребенку возможность побыть наедине со своими желаниями, попробовать подобрать для них слова. А затем, совместно со взрослыми — не только учителями, но и родителями, правильно сформулировать цели и продумать реалистичный план их достижения.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?