Как научить детей вести дискуссию: советы для учителей русского языка

§ Рассказываем, как дискуссия поможет научиться высказывать мнение и полюбить школьные предметы

Как научить детей вести дискуссию: советы для учителей русского языка

Статьи

Умение вести конструктивную дискуссию полезно в любой профессии. А в школе содержательные и аргументированные учебные споры в школе работают на формирование интереса к учебным предметам и помогают сделать уроки более яркими и динамичными. О том, чем хорош урок-дискуссия, и как подготовить учеников 2-6 классов к ведению дискуссии, рассказывает руководитель направления «Словесность» Яндекс.Учебника Анна Булгакова.

alt

Зачем детям обучаться искусству дискуссии?

Групповая дискуссия — это универсальный метод обучения, который может прийти на помощь на любом предмете. Простое повторение пройденного или обобщение знаний могут показаться детям скучными — ведь они не узнают  ничего нового, а, например, повторение в форме дискуссии помимо работы с предметным материалом, заметно оживит урок и будет работать на развитие soft skills детей.     

Однако дискуссия как учебная техника уместна не на каждом уроке. Её имеет смысл использовать для активизации, мотивации, проблематизации, поиска решения, исследования, обобщения.

Возьмем в качестве примера удачного применения метода дискуссии урок русского языка, цель которого — обобщить и повторить знания учеников 5 класса по фонетике и графике. В связи с этим можно обсудить с ребятами вопрос «Есть ли в алфавите лишние буквы?». Все ли буквы играют значимую роль? Можно ли безболезненно убрать какие-то из них? Взгляды на эту тему могут быть самыми разными, а для аргументации понадобиться вспомнить роль тех или иных букв и буквосочетаний и то, как записывается звучащая речь. Учитель может рассказать о том, что алфавит хоть и кажется нам константой, в действительности — результат договорённости. И изменения в нём уже происходили: например, когда была упразднена буква «ять» или «еръ». Обсуждение всего этого поможет ребятам не только повторить алфавит, усвоить его значение для повседневной жизни и узнать много нового о русской культуре, но и развить soft skills: умение излагать мысли и слушать одноклассников, осуществлять анализ информации, подбирать аргументы и так далее. 

Важные составляющие урока-дискуссии

Важно, чтобы в вопросе, который вы решили обсудить с ребятами в рамках групповой дискуссии, были такие составляющие, как проблемный момент и поле для построения разных гипотез. Тогда будет интересно обсуждать, захочется потрудиться, чтобы сформулировать или даже отстоять своё мнение в споре в школе. При этом важно, чтобы любое предположение ученика было обосновано, сформулированы аргументы за и против, высказаны версии о последствиях предлагаемых изменений. Всё это приводит к переосмыслению пройденного материала, поиску интересных фактов, активизации учеников. Такая учебная техника больше подойдет для учеников пятого – шестого класса, у них уже накоплен определенный багаж знаний по предметным темам, и поэтому для них спор в школе не будет являться стрессом. 

По каким ещё темам можно провести интересный урок-дискуссию? При определенной сноровке учитель легко придумает такие вопросы, как, например:

► Почему нельзя писать так, как слышишь?

► Как правильно использовать заимствованные слова?

► Можно ли говорить только простыми предложениями?

Для того, чтобы провести интересный урок с использованием групповой дискуссии, важно подготовить к этому учеников. 

Что нужно для успешной дискуссии?

Не каждый взрослый умеет участвовать в дискуссии активно и конструктивно. Ведь дискуссия — это особый вид спора, когда общей целью участников является поиск ответа на вопрос или решения проблемы, а отнюдь не отстаивание своего мнения. Поэтому для участия в такой форме работы нужно научить детей спорить аргументированно, задать рамки, которые помогут им формулировать мысли, слушать окружающих, соглашаться или не соглашаться с ними. Что прежде всего важно уметь участнику групповой дискуссии и как эти умения развить?

Формулировать свои мысли ясно и коротко

Для того чтобы помочь ученикам научиться формулировать мысли, нужно планомерно заниматься развитием речи. На первых порах и в качестве подготовительных заданий удобно использовать онлайн-средства. Например, карточки Яндекс.Учебника по русскому языку, в которых много яркого и разнообразного языкового материала. Даже традиционное задание по описанию картины прекрасно подойдёт. Тут нужно подобрать прилагательные, ребёнок может выбрать вариант ответа. Но стоит ли этим ограничиваться? Используя эту карточку на уроке-дискуссии, можно не только обсудить с учениками выбор того или иного прилагательного и его синонимы, а, например, попросить ребят рассказать о картине за ограниченный промежуток времени — причём как устно, так и письменно. Так они будут учиться быстро и точно излагать то, что видят, точнее подбирать слова. Можно усложнить задания, попросив описать картину только существительными. 

Подобные задания в Яндекс.Учебнике можно найти в разделе для 3 класса «Морфология (части речи)», подраздел — «Роль прилагательных в речи». 

alt

Для детей постарше есть задания посложнее: в них за основу берётся языковая ситуация, без визуальной поддержки.

Понимать другого, следить за ходом мысли собеседника

Чтобы максимально точно понимать собеседника, важно слушать не только факты, но и интонацию, эмоции человека, считывать подтекст. Это тоже предмет целенаправленной работы. В Яндекс.Учебнике есть специальные задания на формирование эмоционального интеллекта. Их можно найти в тематических подборках для учеников 2-4 классов (тема — «Развитие коммуникативных УУД»). Они также работают на формирование soft skills детей. 

alt

Подбирать убедительные аргументы

Умение аргументировать — также один из этапов развития речи и мышления. Чтобы сформировать его, важно давать детям проблемные темы, где как минимум на первый взгляд возможна не одна точка зрения. Подобрать  интересные материалы для обсуждения поможет Яндекс.Учебник: достаточно открыть задания на развитие функциональной грамотности и встроить его в канву урока. Например, подборка заданий «Просто космос! Формируем читательскую грамотность» наведёт на мысли о том, зачем исследовать Солнечную систему, для чего нужны марсоходы и спутники, каких животных и почему отправляли в космос и о многом другом. Задания достаточно простые, чтобы быть понятными школьникам, и достаточно содержательные, чтобы подобрать много разных фактов, которые могут быть использованы в дискуссии. Тексты для 5 класса поднимают актуальные современные проблемы, например, проблему космического мусора.

alt

Соблюдать общие правила 

Чтобы дискуссия работала именно как инструмент обучения, важно, чтобы дети освоили групповую форму взаимодействия: научились не перебивать друг друга, работать в команде, отвечать на поставленный вопрос, давали высказаться другим. Развивать эти умения важно последовательно, периодически предоставляя ученикам возможность обсудить ту или иную тему. Постепенно контроль учителя над ходом обсуждения должен ослабевать: ребята со временем научатся выстраивать конструктивный диалог без помощи взрослого. 

Постепенно формируя навыки, используя в комплексе офлайн- и онлайн-средства, педагог не просто готовит учеников к участию в дискуссии или проходит предметный материал, но и развивает их soft skills, учит мыслить и излагать свои мысли последовательно и аргументированно. А из урока-дискуссии с подготовленными учениками можно получить не только пользу, но и настоящее удовольствие. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?