Как начать использовать формирующее оценивание?

Формирующая оценка выявляет пробелы в усвоении знаний и дает возможность их устранить.

Как начать использовать формирующее оценивание?

Статьи

Формирующее оценивание, в отличие от итогового, определяет уровень знаний учеников в процессе обучения. Смысл и цель оценивания — не контроль, а подача обратной связи и корректировка действий ученика. Формирующая оценка выявляет пробелы в усвоении знаний и дает возможность их устранить. Итоговое же оценивание используется для того, чтобы определить уровень знаний за пройденный период.

Как внедрить технологию формирующего оценивания? Ольга Крылова и Евгения Бойцова в своей книге «Технология формирующего оценивания в современной школе» рассказывают о девяти шагах к формирующему оцениванию.

1. Спланируйте результаты учеников

Формирующее оценивание начинается на этапе разработки учебной программы. Чего вы хотите от учеников? Это должны быть не только знания предмета, но и метапредметные, и личностные навыки. Спланируйте желаемые результаты и распределите их по темам и урокам.

2. Определите цели урока 

В постановке цели идите от ученика. Вместо «я научу класс складывать отрицательные числа» сформулируйте: «ученики научатся складывать отрицательные числа». Цель «проходим подлежащее и сказуемое» лучше превратить в «ученики научатся определять подлежащее и сказуемое». Таким образом и вы, и ученики сможете определить, была ли цель достигнута.

3. Сформулируйте задачи урока 

Определите, что нужно сделать, чтобы добиться цели. Это и есть задачи урока. Например, цель урока — «Ученики научатся правильно использовать падежи».

Чтобы достичь цели, ученики должны решить следующие задачи:

  1. Изучить, какие есть падежи в русском языке.
  2. Узнать, как употребляются существительные в разных падежах.
  3. Поставить существительные в нужный падеж.
  4. Назвать примеры существительных в разных падежах.

4. Определите критерии оценивания

Ваши критерии должны быть однозначными, конкретными и понятными ученикам. Оценка не зависит от личности ученика и вашего отношения. Помните, что формирующее оценивание — это не хвалить учеников за все. Абстрактные формулировки, например, «все молодцы» или «тема усвоена», обесценивают формирующую оценку. Вариант правильного критерия — «Ученик привел примеры использования всех падежей». Чем младше дети, тем проще должны быть критерии оценивания.

5. Оцените учеников

Разработав критерии и рассказав о них детям, пустите их в действие — оцените работу учеников. Помните о том, что формирующее оценивание работает только в ситуации доверия между учителем и учеником. Ученики не боятся сделать ошибку и понимают, что их не будут ругать, а помогут и направят.

6. Дайте обратную связь

Обратная связь позволяет вовремя определить проблемы учеников и помочь им добиться успехов. Учителя с помощью обратной связи могут улучшить свои приемы и методы обучения. Обратная связь на уроке должна быть в трех направлениях: 

  1. От учителя к ученику. Ученики должны постоянно получать отзывы о своей работе. Только так они смогут понять ошибки и не допустить их в будущем. Обратная связь учителя должна быть конкретной и конструктивной.
  2. От ученика к ученику. Обратная связь между учениками происходит в ходе взаимного оценивания. Дайте детям задание и попросите проверить работы друг друга.
  3. От ученика к учителю. Этот тип обратной связи поможет узнать, есть ли у ваших учеников трудности. Один из вариантов внести его в урок — игра «Светофор». Раздайте ученикам карточки разного цвета и попросите поднимать их во время урока. Зеленую, когда все понятно. Желтую — если есть сложности. Красную — когда ничего не понятно. 

7. Отслеживайте прогресс  

Сравните результаты ваших учеников с предыдущим уровнем их знаний.  Например, используйте следующую формулу:

∆ = V2 – V3

V2 — объем знаний ученика на настоящий момент;

V3 — предыдущий объем знаний;

∆ (дельта) отражает прогресс ученика.

8. Оцените возможности ученика

Теперь, когда вы знаете прогресс ученика, оцените его возможности достичь цели за ограниченное время. Представьте, что у вас есть шесть уроков, чтобы ученик научился правильно использовать падежи. После второго урока вы проводите формирующее оценивание. Результат — всего 10% правильных ответов. Вы нашли причину ошибок и помогли ученику. На четвертом уроке он дает уже 40% правильных ответов. Да, прогресс есть, но осталось всего два урока. Как помочь ученику улучшить результат? Например, дайте индивидуальное домашнее задание.

9. Скорректируйте образовательный маршрут

Изменить индивидуальный образовательный маршрут для учеников помогут следующие приемы: разные варианты заданий, разный темп работы, внеурочные или элективные занятия.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?