Как быть учителю, если ребёнок слушает только своих одноклассников?

Семейный и детский психолог Ольга Хохлова о том, как помочь ведомому ребёнку в начальной школе

Как быть учителю, если ребёнок слушает только своих одноклассников?

Статьи

Ситуация, когда авторитет некоторых одноклассников для ученика важнее, чем собственная позиция, знакома каждому учителю начальной школы. Существует знаменитый эксперимент, где в комнате троих детей подговаривают сказать, что две пирамидки, стоящие на столе, белые, хотя на самом деле одна из них черная. Затем в комнату заводят ещё одного ребёнка и после того, как три первых участника при нем говорят, что обе пирамидки белые, неподготовленный малыш также говорит, что пирамидки белые. Несмотря на то, что знает их настоящий цвет. Таким образом, детское поведение может напрямую зависеть от того, что считается «правильным» среди друзей школьника. О том, как помочь малышу научиться высказывать и отстаивать свою позицию, мы поговорили с семейным и детским психологом Ольгой Хохловой.

alt

Как научить ребёнка отстаивать свою позицию?

Умение формулировать и высказывать собственное мнение нужно тренировать в начальной школе, поскольку начальная школа – это период, когда дети попадают в микросоциум. Именно с этого момента у них возникает понимание, что есть некое общество, которое либо принимает, либо не принимает тебя, в котором нужно занять своё место и выстроить отношения с совершенно разными и новыми людьми. Кроме того, в нём есть определённые правила и процессы, которые также приходится учитывать. Соответственно им трансформируется и детское поведение.

Под ведомостью ребёнка обычно понимают зависимость его от мнения окружающих, а также склонность действовать так, как диктуют другие. Но корректно ли вообще использовать такой термин?

«На самом деле, вешать такой ярлык на детей очень опасно. Во-первых, это может оказаться довольно токсичным, потому что будет сильно влиять на самого ребёнка, на восприятие его личности другими учениками, учителями и даже родителями. Во-вторых, из-за этого мы видим только ведомость ребёнка и не замечаем других черт. Например, тех же лидерских качеств, которые вполне могут присутствовать наравне с проявлением ведомости», – отмечает Ольга Хохлова.

Что должен сделать учитель?

«Если педагог занимает позицию, согласно которой есть правильное и неправильное, то собственное мнение школьника плохо формируется. То есть эта функция плохо развивается, просто потому что она не востребована. Если же учитель поощряет в играх или просто в обсуждениях проявление своей позиции, спрашивает, что думает ученик, есть ли у школьника мнение на этот счёт, какую позицию он занимает, то у ребёнка развивается эта функция, и она востребована», – рассказывает Ольга Хохлова 

Очень хорошо помогают тренировать выработку позиции и мнения школьника различные ролевые игры. Например, класс можно разделить на два вида межпланетных делегатов: одни прибыли на межпланетную конференцию с Марса, а другие с Юпитера. На конференции у каждого есть возможность рассказать про достоинства своей планеты или отстоять свою позицию в межгалактическом споре. Другой вариант – игра, где дети представляют себя депутатами Государственной Думы и разрабатывают законопроект для собственного класса. Таким образом ребёнок может занять новую для себя позицию, войти в роль законотворца, который высказывает своё мнение и аргументирует его.

«Ролевые игры дают возможность чуть больше раскачать функцию отстаивания своей позиции и изменить детское поведение в ситуациях, когда нужно сделать по-своему. Дети в это хорошо включаются даже в четвёртом классе, будучи уже в предподростковом возрасте. Любые обсуждения в игровой форме дают возможность прокачивать навык принятия решения и высказывания мнения школьника», – добавляет психолог.

Однако стоит отметить, что умение высказывать собственное мнение и отстаивать свою позицию – это soft skill, который относится к категории метакомпетенций, пронизывающих различные виды деятельности. Поэтому необязательно играть во что-то, чтобы его тренировать. Но при этом полезно делать на этом акцент в рамках других видов деятельности. Активная позиция учителя в этом вопросе помогает детям научиться формулировать свои мысли и, главное, ориентироваться на свою позицию при принятии решений.

Из-за чего одни дети периодически манипулируют другими?

В этом возрасте манипуляции – это чаще всего неосознанный процесс. То есть это некие пробные попытки ребёнка каким-то образом добиться того, чего ему хочется. Возможно, это модели поведения, которые он где-то видел, понял, что это привело к нужному эффекту, и теперь старается скопировать. Например, с помощью манипуляций школьник получал нужное от родителей. Возможно, детские манипуляции — это интуитивное изучение способов, как можно повлиять на ситуацию и на других людей. Если попытки приводят к нужному результату, ребёнок пробует то же самое по отношению к сверстнику и особенно к ведомому ребёнку. Но это не значит, что ребёнок плохой: он просто пробует добиться своего, как умеет.

Какую роль играет семья школьника?

Нельзя забывать про опыт, который ребёнок получил до школы. Например, опыт взаимодействия в собственной семье. Была ли у него возможность высказывать собственное мнение, насколько его мнение учитывали, учили ли его высказывать свою позицию и делать выбор, опираться на то, что он думает, и принимать решения? Всё это очень сложные и важные социальные навыки: навык сформулировать и отстоять позицию, навык построения собственного выбора. Они, как и модели детского поведения, формируются под влиянием семьи. Если у ребёнка была возможность проявлять себя, то он склонен делать это и дальше в школе.

alt

Ведомое поведение — это одна из многих проблем, которые могут возникнуть в школьной жизни ребёнка. Что делать, если кто-то из учеников страдает агрессией, СДВГ или полным отсутствием мотивации к обучению, обманывает, ворует, отказывается выполнять задания или имеет проблемы в коммуникации? Для того чтобы дать учителям ключ к взаимодействию с самыми разными детьми, «Я Учитель» совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Присоединиться к курсу и получить удостоверение о повышении квалификации можно здесь

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?