Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности

Статьи

·

Грамотностью обычно считают умение читать, писать и считать. Но что значит читать? Можно прочитать слова в тексте, но не уловить аргументы и аналогии, которые там приводятся. То же самое с письмом и математикой. Насколько убедительно и связно получается у детей выражать свои мысли, и могут ли они анализировать статистику, планировать бюджет? Все эти навыки нужны, чтобы принимать решения в обычной жизни. Способность применять полученные знания и называется функциональной грамотностью. 

Почему развитие функциональной грамотности у детей – проблема, какие у нее есть решения и что говорят результаты исследования PISA о российских школьниках? Эти вопросы на первом круглом столе Яндекса из цикла «Функциональная грамотность как инструмент образования» обсудили эксперты из ИСРО РАО, Института системных проектов МГПУ, ФИПИ и Института образования НИУ ВШЭ – четырех крупнейших образовательных организаций, которые занимаются этим вопросом в России.

Знание – это функция, а не цель

Знание всегда появляется как ответ на задачу. Решение задачи – это и есть мышление. Это новая задача или старая? Подойдут ли знакомые методы или нужно придумать что-то новое, чтобы найти ответ?

«Проблема в том, что знания сообщаются детям отдельно, а мышление, то есть решение задач, существует отдельно», – считает Владимир Львовский, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ.

Например, чтение. В начальной школе чтение – это цель. Детям нужно научиться читать. Дальше чтение должно стать функцией: мы переходим от обучения чтению к чтению для обучения. Но результаты исследований читательской грамотности говорят о том, что во многих российских школах этого не происходит. Чтение остается целью и не превращается в средство.

Что говорят цифры

Чтобы определить уровень функциональной грамотности школьников и оценить эффективность образовательных решений, раз в три года по всему миру проходит исследование PISA. У PISA три основных направления: чтение, математика, естественные науки. У детей определяется один из шести уровней функциональной грамотности. Первый – пороговый, шестой – самый высокий. 

Последний раз PISA проходило в 2018 году. И результаты российских школьников были средними.

«У нас менее 10% на четвертом уровне, а пятого и шестого уровня нет. И 20% российских детей не достигают порогового», – рассказала на круглом столе Яндекса Галина Ковалёва, главный эксперт по функциональной грамотности в России.

Энтузиазм и деструктивное поведение учителя 

В наших школах нет специального пространства для развития функциональной грамотности. Ее формирование – результат усилий различных специалистов. Поэтому позиция учителя здесь – во многом определяющая. А что определяет эффективность педагога?

Энтузиазм и деструктивное поведение, говорит PISA. Чем больше первого и меньше второго, тем выше качество профессиональной подготовки учителя.

«Что значит энтузиазм учителя? Это его профессиональная предметная и метапредметная подготовка, умение увлечь детей, развить интерес, мотивировать их. Умение владеть голосом, телом», – отмечает Ковалёва.

При этом не менее важно отсутствие деструктивного поведения – неподготовленности к урокам или неуважительного отношения к ученикам, добавляет она.

Сделаем знание снова функцией 

Часто бывает так, что дети получают знания в одном месте, а учатся их применять в другом. Как, к примеру, формируются коммуникативные навыки? На уроке педагоги против общения детей, но учат их взаимодействовать друг с другом отдельно, во внеурочных формах. То же самое происходит и с обучением функциональной грамотности.

«Знание сразу должно возникать как функция», – подчеркивает Львовский.

Люди всегда получали знания, решая проблемы. Поэтому первый шаг к тому, чтобы вновь сделать знание функцией – это перейти к «задачному» подходу. Это значит, превратить традиционное содержание урока из учебника в «проблемы», решая которые ученики и узнают то, что должны узнать.

Но это возможно не везде. Там, где не получается применить «задачный» подход, вполне оправданы дополнительные упражнения для развития функциональной грамотности, считает Львовский.

Как выбрать задания?

«Функциональная грамотность не говорит о том, что мы не будем изучать законы Ньютона или биологическое разнообразие. Просто нужно, чтобы дети легко использовали их в жизненных ситуациях», – уверена Марина Демидова,  руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ».

У хорошего задания по функциональной грамотности должно быть четыре характеристики.

Во-первых, оно должно быть комплексным. Это значит, что ситуацию, которая рассматривается в задаче, можно рассмотреть с разных сторон.

Во-вторых, оно должно быть связано с реальной жизнью. Дети должны видеть, зачем они делают задание. Если просто, чтобы освоить формулу – то речь точно не об обучении функциональной грамотности.

В-третьих, важна контекстность. Каждое задание по функциональной грамотности – это отдельная ситуация со своей историей.

И последнее – задания по функциональной грамотности охватывают сразу несколько компетенций. Как вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. 

«Мы должны представить новую, творческую, незнакомую ситуацию, и только в ней сможет появиться функциональная грамотность», – заключает Ковалева.

Вы можете посмотреть конференцию полностью на YouTube или скачать презентацию по ссылке

В октябре стартует курс Яндекса по функциональной грамотности. За его прохождение предусмотрены удостоверения о повышении квалификации. Чтобы не пропустить регистрацию, подпишитесь на рассылку писем программы «Я Учитель». Для этого оставьте свой email на сайте (форма подписки в середине страницы).

alt

Другие материалы