По данным Росстата за 2018 год, всего в России около 33 миллионов детей, из них более 670 тысяч – с ограниченными возможностями здоровья. Многие из этих детей ходят в обычные школы. Практика показывает, что обучение детей с ЗПР в инклюзивном классе способствует их развитию. Чтобы образовательный процесс проходил проще, учителю стоит помнить об особенностях таких детей и придерживаться определенных правил.
Что такое ЗПР у детей
Задержка психического развития (ЗПР) – замедленное формирование у ребенка высших психических функций. В результате уровень развития памяти, речи, внимания, мышления, воображения, воли, эмоций ниже, чем должен быть в определённом возрасте. При этом развитие детей с ЗПР практически не отличается от нормы, нет также и выраженных нарушений слуха или зрения.
Возможные причины
ЗПР у детей проявляется как в особенностях эмоционально-волевой сферы, так и в задержке интеллектуального развития. Это может быть вызвано как факторами биологического характера (патология беременности, лёгкие родовые травмы, недоношенность, болезни в раннем возрасте, хронические заболевания), так и социально-психологическими факторами (неблагополучная семья, сильные психотравмы и прочее). Нарушения при ЗПР у детей могут проявляться в разной степени и поддаваться коррекции.
Особенности детей с ЗПР
Несмотря на то, что выраженность задержки может быть различной, есть несколько отличий, характерных для всех детей с ЗПР:
- Они испытывают трудности с социальной адаптацией и обучением, им сложно сконцентрироваться, выполнить определённое задание. При этом быстро утомляются, работоспособность падает, иногда дети просто перестают делать то, что начали.
- При ЗПР страдают все формы мышления, но заметнее всего это при решении словесно-логических задач. Детям сложно проводить анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование. Поэтому требуется специальная образовательная программа для детей с ЗПР.
- В некоторых случаях ЗПР у детей сопровождается проблемами с речью – это могут быть как небольшие сложности, так и выраженные лексико-грамматические нарушения.
- Развитие памяти также имеет свои особенности – у всех детей с ЗПР снижен объем и произвольной, и непроизвольной памяти, при этом чаще дети запоминают все механически. Работа с детьми с ЗПР должна проводиться с учётом этих особенностей.
- Есть и ещё одна проблема – из-за того, что психическое развитие детей с ЗПР происходит медленнее, в школе они могут продолжать вести себя, как дошкольники: сложно соблюдать новые правила, ведущей деятельностью остаётся игра, а не учёба.
Адаптация ребёнка с ЗПР в классе: первые шаги
Чтобы ребёнок с ЗПР успешно адаптировался, нужно помнить об особенностях его развития и учитывать потребности.
Подходящая учебная программа для детей с ЗПР
Работа с детьми с ЗПР прежде всего требуется скорректировать образовательную программу. Стандартный школьный курс построен с учётом возрастных норм развития детей. Предполагается, что ученик первого класса уже имеет богатый словарный запас, быстро схватывает суть задания и способен удерживать внимание в течение урока. Все это может быть недоступно при ЗПР. Задача педагога – определить зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, выявить его проблемные места и сильные стороны, на которые можно опираться при обучении (например, любовь к рисованию). Развитие детей с ЗПР возможно, если учебная задача доступна для выполнения (может быть, с небольшой помощью учителя), но при этом не слишком лёгкая – иначе прогресса не будет.
Программа для детей с ЗПР может включать как отдельный план обучения, так и блоки со специальными заданиями, встроенные в общую схему урока.
Организация рабочего пространства
Нужно подготовить не только учебную программу, но и рабочее пространство. Хорошо, если ребёнок с ЗПР сидит в подходящем для него месте – у стены или рядом с учителем, один или с одноклассником, который сможет оказать ему поддержку. Детям с ЗПР сложно долго концентрироваться на какой-либо деятельности, поэтому нужно максимально исключить все отвлекающие факторы, организовать в школе или в классе зону релаксации.
Дополнительный отдых
Работа с детьми с ЗПР предполагает щадящий режим обучения. Важно чередовать интеллектуальную и практическую деятельность. В расписании занятий должно быть предусмотрено время для отдыха, нужно правильно сочетать индивидуальные и групповые формы обучения. При необходимости адаптация ребёнка с ЗПР включает помощь тьютора для индивидуального сопровождения.
Учитель и ребёнок с ЗПР: советы по взаимодействию
«От одобрения учителя и его отношения к ученику с ЗПР зависит не только эмоциональное состояние ребёнка, но и отношение к нему одноклассников. Постарайтесь проявлять терпение, деликатность, такт, контролировать своё поведение по отношению к ребёнку с ЗПР. Важно владеть собой, не повышать голос ни при каких обстоятельствах, но при этом уметь сказать строго, если понадобится», – отмечает Людмила Вячеславовна Шаргородская, учитель-дефектолог, кандидат психологических наук.
- Адаптация ребёнка с ЗПР пройдет проще, если вы будете уделять ему больше внимания.
- На уроке ребёнок с ЗПР может не успевать за темпом класса и не справляться с заданиями самостоятельно. Если нужно, предложите ему вместе разобрать задачу и составить план её выполнения, дайте дополнительные разъяснения.
- Выбирайте наглядный дидактический материал. Предложите ребёнку использовать опорные карточки, тихо проговаривать ход решения.
- Если общая задача слишком сложная, дайте ученику с ЗПР индивидуальное задание – похожее на то, что делают другие дети, но легче. Инструкции должны быть чёткими и короткими.
- После того, как задание выполнено, попросите ребёнка рассказать вам, в чем оно заключалось. Учтите, что реакция может быть замедленной, дайте ученику больше времени на ответ.
- Если ребёнок что-то не доделал – не ругайте его, игнорируйте небольшие нарушения дисциплины.
- Фиксируйте каждый этап занятия – важно подводить промежуточные итоги, проговаривать, что уже сделано и что еще предстоит выполнить. Поощряйте ученика, обращайте внимание на его успехи. Так ребёнок с ЗПР сможет быстрее включиться в работу и браться за все более сложные задания.
- Помните, что при постоянной неуспешности у ученика с ЗПР возникает потребность в личностной компенсации. Он может начать вести себя неадекватно, стать «шутом» в классе, намеренно провоцировать учителя на эмоциональные реакции. Поэтому так важно оказывать ребёнку помощь как на коррекционных занятиях со специалистами, так и на уроке.
- Необходимо также постоянно взаимодействовать с родителями ученика, рассказывать о том, как проходит адаптация ребёнка с ЗПР, обсуждать его успехи и сложности, вместе находить пути решения проблем, возникающих в школе и дома.
Организовать работу в классе, где учится ребенок с ЗПР, поможет наш чек-лист.
Подробнее о том, как взаимодействовать с ребёнком с ЗПР и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий.