Инклюзивная школа: что делать учителю, если в классе учится глухой или слабослышащий ребёнок

§ 11 правил

Инклюзивная школа: что делать учителю, если в классе учится глухой или слабослышащий ребёнок

Статьи

За термином «инклюзивная школа» стоит довольно простая идея: детей с инвалидностью не нужно учить отдельно от их сверстников. Но для педагога проводить урок в инклюзивном классе – новая и сложная задача. Как сделать так, чтобы все дети комфортно и успешно учились? Менеджер инклюзивных проектов и педагог Людмила Лучкова рассказывает, что стоит и чего не стоит делать учителю, если в классе учится глухой или слабослышащий ребенок.

Все дети – в одном классе

На уроке в инклюзивном классе  могут вместе учиться дети без какой-либо инвалидности, неслышащие, слабослышащие, незрячие и слабовидящие ученики, учащиеся с особенностями интеллектуального развития. Инклюзивная школа не ставит под вопрос существование коррекционной: куда отдавать своего ребенка, решает родитель. Некоторым больше подходит индивидуальное обучение.

«Проблемы с обучением часто возникают не из-за самого учащегося и его инвалидности, а из-за неправильной организации учебного процесса или подачи информации», –  отмечает Людмила.

Но инвалидность – это не болезнь, а состояние человека. Дети с инвалидностью растут в других условиях и делают привычные вещи немного иначе. Так же как и остальным, им необходимы навыки для повседневной жизни. Например, финансовая или читательская грамотность.

Хорошая атмосфера в школе – ключевой фактор успешного урока в инклюзивном классе. Важно, чтобы все школьники чувствовали себя в безопасности в психологическом смысле и были уверены в том, что их не будут отвергать, наказывать или смеяться над ними.

Как себя вести учителю, если в классе учится глухой или слабослышащий ребенок

Ценность слуха тяжело осознавать, когда он есть. Поэтому глухим и слабослышащим детям нужно уделять чуть больше внимания. Чтобы не запутаться в сложных этических вопросах, мы подготовили для вас 11 простых правил поведения.

1

Когда вы обращаетесь к ученику, сначала убедитесь, что он на вас смотрит. После того, как вы встретились глазами, подождите секунду, и только потом начинайте говорить.

2

До того, как вы начали говорить, привлеките внимание учащегося, иначе он может упустить часть сказанного. Можно слегка коснуться предплечья, помахать рукой или немного постучать по парте.

3

Не объясняйте материал, находясь за спиной у ученика.

4

Рассказывать что-то и одновременно писать на доске – тоже плохая идея. Из-за этого внимание ребенка будет рассеиваться.

5

Убедитесь, что ваше лицо хорошо освещено и вы не закрываете его рукой, объясняя материал.

6

Когда вы что-то рассказываете, не стесняйтесь жестикулировать. Для глухих и слабослышащих детей движения тела – это дополнительный визуальный источник информации.

7

Не нужно кричать и специально растягивать слова, чтобы ученик вас услышал. Крик может исказить вашу артикуляцию, и ребенок вас не поймет.

8

Объясняя что-нибудь, указывайте на предметы, о которых идет речь. Давайте детям несколько секунд, чтобы они успевали все рассмотреть, и только потом начинайте говорить.

9

Разберитесь или прочитайте заранее, как работает слуховой аппарат или кохлеарный имплант у ребенка. Узнайте у родителя, возможно он вам даст запасные батарейки для слухового аппарата, если вдруг они сядут.

10

Договоритесь с ребенком, где ему будет удобно сидеть. Лучше всего – на первой парте или на второй.

11

Если произошла чрезвычайная ситуация (например, пожарная тревога), сообщите ребенку об этом в первую очередь.

Важно помнить, что у глухих и слабослышащих детей немного другие образовательные потребности. Школьное пространство должно быть для них удобным. «Я Учитель» подготовил чек-лист, как его таким сделать. Скачивайте его по ссылке.

Подробнее о том, как взаимодействовать со слабослышащим ребёнком и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?