За термином «инклюзивная школа» стоит довольно простая идея: детей с инвалидностью не нужно учить отдельно от их сверстников. Но для педагога проводить урок в инклюзивном классе – новая и сложная задача. Как сделать так, чтобы все дети комфортно и успешно учились? Менеджер инклюзивных проектов и педагог Людмила Лучкова рассказывает, что стоит и чего не стоит делать учителю, если в классе учится глухой или слабослышащий ребенок.
Все дети – в одном классе
На уроке в инклюзивном классе могут вместе учиться дети без какой-либо инвалидности, неслышащие, слабослышащие, незрячие и слабовидящие ученики, учащиеся с особенностями интеллектуального развития. Инклюзивная школа не ставит под вопрос существование коррекционной: куда отдавать своего ребенка, решает родитель. Некоторым больше подходит индивидуальное обучение.
«Проблемы с обучением часто возникают не из-за самого учащегося и его инвалидности, а из-за неправильной организации учебного процесса или подачи информации», – отмечает Людмила.
Но инвалидность – это не болезнь, а состояние человека. Дети с инвалидностью растут в других условиях и делают привычные вещи немного иначе. Так же как и остальным, им необходимы навыки для повседневной жизни. Например, финансовая или читательская грамотность.
Хорошая атмосфера в школе – ключевой фактор успешного урока в инклюзивном классе. Важно, чтобы все школьники чувствовали себя в безопасности в психологическом смысле и были уверены в том, что их не будут отвергать, наказывать или смеяться над ними.
Как себя вести учителю, если в классе учится глухой или слабослышащий ребенок
Ценность слуха тяжело осознавать, когда он есть. Поэтому глухим и слабослышащим детям нужно уделять чуть больше внимания. Чтобы не запутаться в сложных этических вопросах, мы подготовили для вас 11 простых правил поведения.
1
Когда вы обращаетесь к ученику, сначала убедитесь, что он на вас смотрит. После того, как вы встретились глазами, подождите секунду, и только потом начинайте говорить.
2
До того, как вы начали говорить, привлеките внимание учащегося, иначе он может упустить часть сказанного. Можно слегка коснуться предплечья, помахать рукой или немного постучать по парте.
3
Не объясняйте материал, находясь за спиной у ученика.
4
Рассказывать что-то и одновременно писать на доске – тоже плохая идея. Из-за этого внимание ребенка будет рассеиваться.
5
Убедитесь, что ваше лицо хорошо освещено и вы не закрываете его рукой, объясняя материал.
6
Когда вы что-то рассказываете, не стесняйтесь жестикулировать. Для глухих и слабослышащих детей движения тела – это дополнительный визуальный источник информации.
7
Не нужно кричать и специально растягивать слова, чтобы ученик вас услышал. Крик может исказить вашу артикуляцию, и ребенок вас не поймет.
8
Объясняя что-нибудь, указывайте на предметы, о которых идет речь. Давайте детям несколько секунд, чтобы они успевали все рассмотреть, и только потом начинайте говорить.
9
Разберитесь или прочитайте заранее, как работает слуховой аппарат или кохлеарный имплант у ребенка. Узнайте у родителя, возможно он вам даст запасные батарейки для слухового аппарата, если вдруг они сядут.
10
Договоритесь с ребенком, где ему будет удобно сидеть. Лучше всего – на первой парте или на второй.
11
Если произошла чрезвычайная ситуация (например, пожарная тревога), сообщите ребенку об этом в первую очередь.
Важно помнить, что у глухих и слабослышащих детей немного другие образовательные потребности. Школьное пространство должно быть для них удобным. «Я Учитель» подготовил чек-лист, как его таким сделать. Скачивайте его по ссылке.
Подробнее о том, как взаимодействовать со слабослышащим ребёнком и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий.