Инклюзивная школа: что делать, если в класс пришёл ребёнок с нарушением речи

Советы эксперта 

Инклюзивная школа: что делать, если в класс пришёл ребёнок с нарушением речи

Статьи

Речь – важнейший способ коммуникации, от неё во многом зависит развитие ребёнка, его социализация и успех в учёбе. А ещё речь – регулятор поведения, поэтому детям с нарушением речевой функции, особенно серьёзным, сложно адаптироваться в школе. Как помочь? Рассказывает учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог Мария Пукач.

Нарушение речи у детей: каким бывает? 

Речевые проблемы многообразны. Они могут проявляться в нарушении силы, высоты и тембра голоса, в сильном замедлении или ускорении темпа речи, в искажённом произношении некоторых звуков и во многом другом. На обучение в инклюзивный класс обычно попадают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У них в какой-то степени нарушены все компоненты речи, это вызвано различными речевыми расстройствами. При этом у таких детей нормальный интеллект и полноценный слух.

Чем речь детей с ОНР отличается от дислексии? 

Дислексией называют сложности восприятия письменной речи, из-за чего возникают проблемы при формировании навыков чтения. Ребёнку сложно опознавать буквы, складывать их в слоги, а слоги – в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. В результате ученик читает очень медленно, делает много ошибок, плохо понимает прочитанное.

Тогда как ОНР – более широкое понятие, нарушение развития касается всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической). 

Что делать учителю, если у одного из учеников ОНР?

Во-первых, не надо бояться. Нарушение речи у детей часто встречается и хорошо изучено. При этом ребёнок может учиться вполне успешно. Хотя, конечно, появление в классе такого ученика – некоторый вызов для педагога. Зато вы сможете научиться чему-то новому, прокачать свои навыки, стать учителем не только для «удобных» детей, но и для ребят, у которых есть затруднения.

Во-вторых, существуют проверенные способы помощи детям с нарушениями речи в рамках обучения по обычной программе. Есть специальные занятия для детей с ОНР и адаптированные программы, которые позволяют преподносить учебный материал особым образом. Например, специализированные программы 5.1 и 5.2.

Как сделать процесс обучения эффективным: 7 советов учителю 

1. Начните с себя

Чтобы эффективно взаимодействовать с таким ребёнком, важно прокачать в себе некоторые навыки, так называемые soft skills: безоценочность, принятие, готовность понять ребёнка и общаться с ним, несмотря на трудности. Учитель – руководитель учебного процесса, образец для всех остальных, поэтому от его поведения будет зависеть, как другие ученики отнесутся к новому ученику. Хорошо, если дети видят, что учитель терпелив, пытается расслышать ученика с нарушением речи, понять, помочь.

2. Определите проблему

Речь влияет на многие процессы: саморегуляцию, планирование, коммуникацию, переработку и усвоение информации. Учителю важно внимательно наблюдать за учеником с нарушением речи и определить, какая сфера у него страдает. Иногда речь детей с ОНР трудно понимать, или им сложно общаться. А, может, звуковых нарушений нет, но есть трудности управления своей деятельностью через речь. В зависимости от проблемы, нужно выбрать способ адаптации учебного материала.

3. Расскажите другим ученикам об особенностях их нового одноклассника

Человеческие существа перенимают модели поведения через имитацию. Поэтому для профилактики буллинга учителю нужно на своём примере показать, как общаться с «непохожим» ребёнком, объяснить другим ученикам, что происходит. Можно рассказать о том, что все люди разные, случаются нарушения, странная речь детей с ОНР – не их выбор, а проблема. И если новый ученик ведёт себя странно, кричит, вполне возможно, что это не агрессия, направленная на других, а попытка выразить себя, коммуницировать.

4. Отмечайте успехи ребёнка

Учителю важно повышать социальный имидж своих учеников. Для этого фокусируйтесь на сильных сторонах ребёнка с ОНР, хвалите его. Например, он плохо говорит, но зато хорошо поёт или здорово рисует. Подчёркивайте его преимущества.

5. Добавьте музыку 

Есть исследования, подтверждающие, что музыка и двигательная активность стимулируют речевое развитие и вообще важны при проблемах речи. Поэтому по-возможности используйте музыку и движения на переменах и во время занятия для детей с ОНР. К примеру, как способ подачи информации – можно считать и одновременно отстукивать.

6. Используйте специальные приёмы

Нарушение речи у детей предполагает адаптацию учебного материала. Для этого:

  • Применяйте всё, чем можно подкрепить речь – визуальные опоры, подсказки, дополнительные средства коммуникации. Например, дополняйте условия задания иллюстрациями.
  • По возможности упрощайте информацию, уменьшайте её объем
  • Адаптируйте инструкции – не говорите ребёнку, который вас плохо понимает, десять слов в быстром темпе, скажите 3-4 слова с визуальным подкреплением, повторите, дайте ему больше времени на восприятие задания.
  • Речь детей с ОНР может быть замедлена, будьте терпеливы, не торопите его с ответом.
  • Выделяйте и укрупняйте важное, уберите из поля зрения ученика второстепенные детали.
  • Используйте полисенсорную подачу материала – задействуйте разные органы чувств. 
  • При необходимости возвращайтесь на более ранний этап обучения.

7. Подключайте семью и специалистов

Семья – важная часть команды. Поэтому обязательно переговорите с родителями ребёнка, попросите подробнее рассказать о речевых проблемах, о том, какие вспомогательные средства они используют для общения (например, коммуникативные карточки), что делают для развития речи. Также важна коррекционная поддержка – специальные занятия для детей с ОНР. Задача учителя – максимально адаптировать учебный материал для ребёнка с нарушением речи, а оказывать помощь должны логопед, психолог и другие специалисты.

Мы подготовили шпаргалку о том, как учителю вести себя, если в классе учится ребёнок с ОНР. 

Подробнее о том, как взаимодействовать с ребёнком с нарушением речи и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?