Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?

Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?

Статьи

Во вторник 16 июня прошел второй круглый стол Яндекса на тему «Формирование функциональной грамотности у российских школьников с использованием цифровых инструментов», в котором приняли участие эксперты Яндекс.Учебника, специалисты из Российской академии образования, НИТУ «МИСиС», МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, Сбербанка. 

Исследование функциональной грамотности в динамике

С первым докладом выступила Галина Солдатова, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, директор Фонда развития интернет. Она рассказала об исследовании функциональной грамотности в динамике (проведенных в 2010, 2013 и 2019 годах). Спикер отметила, что феномен детства меняется, и цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на эти изменения. Интернет становится важным агентом социализации, составляя конкуренцию семье и школе. Ученые выяснили, что интенсивность использования интернета за последние 6 лет существенно возросла и среди взрослых, и среди детей: каждый второй подросток проводит онлайн около 6 часов в день, а каждый пятый — 9 часов и больше. 

Поэтому современные дети не делят реальность на онлайн и оффлайн — для них она одна. Исследования функциональной грамотности говорят, что каждый второй подросток, но только каждый пятый взрослый живут в смешанной реальности. А пандемия коронавируса, во время которой обучение перешло в интернет, и вовсе размыла эти границы. И взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований — новое поколение хуже запоминает информацию, не фокусируется долго на одном деле… Но, возможно, все это — эволюционный процесс, который позволяет нашим детям адаптироваться к новому миру, избегая перегрузки?

Отношения учителя и ученика

Так или иначе, детей необходимо учить существовать в рамках цифры. Такой навык — это один из подвидов функциональной грамотности — умения применять полученные знания в жизни. Как никогда сегодня важная цифровая компетентность детей — и на нее так или иначе направлены все цифровые средства, подвластные учителю. 

С таким мнением согласился Нурлан Киясов, основатель и программный директор конференции EdCrunch, директор Центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС». Он посвятил свое выступление международному опыту формирования  функциональной грамотности у детей, особо отмечая, что самое главное в этом деле — подготовка учителей. 

Спикер рассказал о том, как правильно выстроить отношения учителя и ученика, каков он, идеальный учитель, по мнению ученых из Международного общества развития технологий в образовании (ISTE). Итак, педагог будущего — это специалист, который постоянно учится новому, лидер, гражданин цифрового общества, формирующий отношение детей к онлайн-ресурсам, аналитик, фасилитатор, моделирующий культуру общения, специалист по педагогическому дизайну и организатор обучения в сотрудничестве. 

Однако и учитель не может полностью отвечать за умение применять полученные знания, развивать его — задача и ученика. Отношения учителя и ученика в современной цифровой образовательной среде должны строиться следующим образом: учитель применяет технологии, родители, ученики выражают свою заинтересованность.

Цифровые инструменты

О том, как именно цифровые инструменты могут способствовать развитию функциональной грамотности, рассказал Евгений Лурье, директор по продукту Яндекс.Учебника. 

— Функциональная грамотность связана с жизненными задачами во всех сферах человеческой деятельности — и во всех этих сферах сегодня также присутствуют цифровые решения. Яндекс.Учебник помогает формировать функциональную грамотность с самого детства, интегрируя в предметные задачи элементы, направленные на ее развитие. При этом качество заданий мониторится еженедельно — задачи, вызывающие сложности у большого количества школьников, перерабатываются методистами. 

Также Лурье рассказал об исследовании влияния цифровых инструментов на успехи в учебе, которое было проведено в прошлом году в Алтайском крае и Новосибирской области. Там ученики, активно пользовавшиеся Яндекс.Учебником, показали результаты выше, чем те, кто этого не делал. Причем самый заметный прогресс наблюдался у тех, кто изначально был не очень успешен в обучении. 

Следующий спикер, научный руководитель программы благотворительного фонда Сбербанка «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» Елена Казакова рассказала о разработках команды. Она отметила, что Сбербанк при создании платформы ориентировался на самого ученика — интерфейс не предполагает активной роли учителя. Система подсказывает ученику, какие навыки он «прокачал», изучая ту или иную тему. 

Прикладные методы

Далее на круглом столе обсуждались прикладные методы формирования функциональной грамотности с помощью цифровых средств. Специалисты Яндекса, РАО, МГПУ, Института образования НИУ ВШЭ на конкретных примерах разобрали методы интеграции задач на развитие умения применять полученные знания в предметные задания по русскому языку, математике, биологии и другим предметам. 

Анна Булгакова, руководитель направления «Словесность» в Яндекс.Учебнике:

— Информация окружает и не читающих детей, и в ней нужно учить разбираться вне зависимости от формирования навыков чтения. Но и навыки чтения тоже надо формировать. Эти навыки нужно развивать сообща. Важно научить ребенка находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать, осмысливать, оценивать и использовать информацию. 

Марина Рогатова, главный методист по математике Яндекс.Учебнике: 

— Часто ребенок не понимает, как можно применить умение решать обычные учебные задачи в реальной жизни. Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие математической грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами математики. Нужно суметь математически формулировать ситуацию, а затем интерпретировать математические данные. 

Вы можете посмотреть конференцию полностью на Youtube или скачать презентацию по ссылке.

Яндекс.Учебник приглашает всех желающих на марафон по функциональной грамотности. Все детали можно узнать по ссылке.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?