Успеваемость учеников во многом зависит от атмосферы в классе. Как понять, что в классе позитивная атмосфера и что делать, если это не так? Мы попросили рассказать об этом нейропсихолога Яндекс.Учебника Ксению Вотякову.
В последнее время вопрос поддержания в классе доверительной атмосферы очень популярен. Но что это? Какие признаки позволяют говорить о том, что в классе здоровый психологический климат?
Если мы говорим про начальную школу, то это три основные черты. Прежде всего, доверительная атмосфера — это ситуация, когда ребенок чувствует себя в безопасности. А значит, находится в спокойном состоянии и готов учиться. Если ребенок находится в стрессе, он не может внимательно слушать и сосредоточиться на обучении — его головной мозг занят совершенно другими задачами.
Второе — это уважительные отношения в классе. Учитель с уважением относится к своим ученикам и помогает в сложных ситуациях: например, когда дети начинают конфликтовать, учитель показывает, как в такой ситуации ведут себя взрослые: пытаются договориться, а если понимают, что неправы, — извиняются.
Третья черта — ребенок не боится обращаться за помощью в случае затруднений. Если доверительной атмосферы в классе нет, то дети очень редко просят учителя помочь.
В средней школе акценты меняются. Учителям приходится очень много думать про мотивацию. Учеников 5–6-х и, тем более, 7–8-х классов очень располагает, когда учитель искренне заинтересован: «Тебе это интересно?», «Как бы это могло тебе пригодиться?». Методики преподавания должны быть разными и интересными, они должны цеплять и быть подобраны под возраст. Это может быть проблемное обучение, игровые практики или групповые дискуссии. Профессионализм учителя и заинтересованность создают доверительную атмосферу.
Все говорят о большой нагрузке учителей. Как думать об атмосфере в классе, когда хочется просто провести урок, и чтобы дети были послушными?
Если знать, что именно нужно изменить в наших реакциях на сложные ситуации, это не требует особых усилий. На старте – да, нужно себя поправлять и говорить немного другие слова. Но потом к этому привыкаешь и начинаешь всегда так делать.
Могу посоветовать простые и полезные книги. Первая – «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер. В ней очень много говорится про умение слушать, и как это помогает в построении отношений. И вторая — «Как говорить с детьми, чтобы они учились», авторы Фабер и Мазлиш. Там в картинках показано, как можно поменять свои слова и стиль поведения, чтобы помочь детям в сложных ситуациях.
Теперь, когда мы разобрались, что такое доверительная атмосфера, давайте поговорим, как ее добиться.
Первый шаг, самый главный и самый сложный, — это внутренняя революция, которая происходит, если учитель начинает чувствовать по-другому. Учитель должен транслировать в своих словах идею, что, какой бы ребенок ни был, он его ценит. Этот, казалось бы, небольшой сдвиг меняет очень многое.
Второе большое направление – это акцент на сильных сторонах, а не на ошибках. У нас в школе и в семьях часто ругают за ошибки и уделяют неудачам больше внимания, чем достижениям. Каждый раз, когда вы критикуете ребенка, найдите, за что его можно похвалить.
Придерживайтесь золотого правила общения: когда вы хотите критиковать, критикуйте поступки, а не человека. Пример неправильной формулировки — «Владик, ты абсолютно ничего не понимаешь в математике, непонятно, что тебя ждет». Правильно говорить: «Владик, ты плохо написал эту контрольную, потому что не разобрался в теме».
Третье. Гуманистический подход и уважение к личности — это хорошо, но это не работает, если нет четких правил поведения. Должен быть баланс между уважением детей, соблюдением четких правил и сильной фигурой взрослого. Если правила нарушаются, то следует наказание. Дальше встает очень тонкий вопрос — каким должно быть наказание? Наказание не должно быть унизительным. Мы можем наказать за поступки, но при этом мы не имеем права оскорблять, дискредитировать личность ученика.
Получается, что выстраивание доверительной атмосферы – это больше про индивидуальный подход. Нужно уделить время каждому ребенку, никого не обделить. Как это сделать в классе, где тридцать детей?
Индивидуальный подход не означает, что мы подходим к каждому ребенку в течение дня и доверительно с ним разговариваем. Просто любое возникающее в течение дня общение с учениками должно быть построено на доверии, уважении и понимании. Если ребенок выходит рассказывать стихотворение к доске и, несмотря на то, что выучил его, боится начать, ему нужно сказать: «Да, я вижу, что ты выучил. Волноваться перед большой аудиторией — нормально. Подойти ко мне после уроков и расскажи стихотворение один на один».
Если учитель хочет создать доверительные отношения, то ругаться никак нельзя?
Я бы слово «ругаться» заменила на «делать замечания». Как делать замечания? Можно поступить следующим образом. Например, ученик с задней парты – Степа – очень шумно себя ведет и отвлекает других учеников. Чтобы избежать эмоционального обвинения, можно описать то, что происходит с вами: «Мне очень тяжело вести урок, когда ты, Степа, шумишь на задней парте». Дальше, если это приемлемо, описать свои чувства: «Я очень устаю, когда мне приходится повышать голос». И третья часть – обозначить границы поведения: «Ты нарушаешь правила поведения в классе. Мне придется дать тебе индивидуальное задание, если ты не перестанешь шуметь». Самое сложное в этой ситуации — сохранить спокойствие, не среагировать на ситуацию излишне эмоционально.
Что делать если ребенок открыто идет на конфликт?
Первое, что нужно сделать – разобраться в причине. Ребенок в состоянии благополучия никогда не будет идти на открытую конфронтацию с учителем. Если ребенок ведет себя вызывающе, то, скорее всего, ему плохо. За этим могут скрываться очень разные причины, начиная от утомляемости и невнимательности и заканчивая проблемами в семье или соматическими заболеваниями, тяжелыми психическими состояниями, например депрессией. Нужно разбираться вместе с родителями, можно привлекать специалистов из школьной психологической службы, социального педагога.
Раз речь зашла о родителях, какую роль они играют в процессе выстраивания здорового климата в классе?
Роль родителей достаточно велика. В контексте домашних разговоров задается отношение к учебному процессу, учителям, одноклассникам. К одноклассникам может быть отношение «все конкуренты» или, наоборот, — «мы все в одной лодке, поэтому давайте договариваться».
Ситуация, в которой роль родителей проявляется очень остро, – это ситуация травли. Например, когда родители страдающего ученика начинают общаться с родителями агрессора, или булли, как принято сейчас называть, происходят парадоксальные ситуации. Родители булли говорят: «Пусть ваш Петя сначала помоется, его не будут обижать», или: «Пусть сдачи даст, если он пацан». Здесь родители сами задают формат отношений: они не говорят своим детям, что нельзя так выяснять отношения, нужно уважать другого и пытаться договориться.
Учитель может на это повлиять. По моему опыту, учителя очень по-разному рассказывают родителям об учениках в классе. Одна ситуация, когда учитель приходит на родительское собрание и говорит: «Опять домашние задания вы у них не проверяете?», «Эти балбесы ничего не учат!» И совсем другая, когда учитель говорит: «Дети молодцы, им сложно, не у всех все получается, но мы будем работать». Это задает другое отношение родителей к одноклассникам, и, как следствие, родители передают такое отношение своему ребенку.