Если вы раньше не вели занятий онлайн, при переходе на дистанционное обучение вы можете столкнуться с трудностями. Это нормально. Мы собрали несколько самых частых ошибок, которые допускают учителя, перестраиваясь на онлайн-преподавание, и рассказали, как их избежать.
1. Стремление перенести офлайн-методики в дистанционный формат
Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для многих педагогов. Оказавшись в незнакомой ситуации, мы по инерции стремимся действовать по привычной схеме. Многие учителя пытаются повторить обычные школьные уроки в онлайн-режиме. Однако, дистанционное обучение требует других способов подачи материала и методик для вовлечения детей.
Как поступить?
Пересмотрите общую стратегию работы. Перегруппируйте темы, поставив в начало более простые. Первые несколько дней главная задача для вас и ваших учеников — не содержание, а освоение нового формата.
В дистанционном формате детей сложнее вовлечь в урок. Придумайте жесты, которые будут означать «да» и «нет» и просите показывать их в ответ на закрытые вопросы. Чаще обращайтесь к ученикам по именам. Просите их писать ответы или присылать картинки в чат.
И взрослому, и ребенку трудно долго концентрироваться на одном изображении. Чаще переключайте внимание детей: используйте видеоролики, добавьте в свои материалы иллюстрации и интересную инфографику.
Если вам нужно дать классу упражнение во время урока, подберите заранее платформу с подходящими заданиями и отправьте детям ссылку. Детям будет интересно, а вам не придется проверять сфотографированные тетради.
Дети не видят, если вы переключаете что-то у себя на компьютере или пытаетесь открыть программу — не молчите, комментируйте свои действия. Так вы удержите внимание учеников.
Каждые 15 минут делайте перерыв на 2-3 минуты, чтобы дети не уставали от постоянной работы за монитором.
2. Желание использовать как можно больше инструментов
В последнее время появилось много информации и инструментов для удаленной работы. Кажется, что все они интересные и будут полезны для учеников. Закономерное желание — попробовать все и сразу. Но с таким подходом вы можете быстро устать от количества новой информации, запутаться и ничего не выбрать. Детям тоже будет тяжело перестраиваться на новые сервисы.
Как поступить?
Выбирайте инструменты исходя из целей и задач, которые вы для себя поставили. Не пытайтесь использовать сразу все известные вам платформы и сервисы. Для начала подберите два инструмента: сервис для проведения видеоконференций и платформу для выдачи заданий. Обязательно протестируйте их, убедитесь, что вам понятен их функционал и возможности для обучения.
Спустя несколько занятий оцените, насколько вам и ученикам удобно работать. Спросите детей, нравится ли им платформа и какие трудности возникают. Смело меняйте инструменты, если они не помогают вам добиться целей.
Если вы преподаете в средней школе, по возможности используйте общие инструменты с другими учителями. Тогда ученикам не придется на каждом занятии работать с новым сервисом, а вы сможете обратиться к коллегам, если возникнут проблемы.
3. Завышенные ожидания
Вы учитель с большим опытом преподавания, у вас много наработок и методов. Кажется, что переход на дистанционное обучение пройдет легко и просто. Но что, если сервис для проведения видеоконференций завис во время занятия, дети не следят за уроком и забывают про домашнее задание? В ситуации, когда ваши ожидания не оправдались, вы можете расстроиться и потерять мотивацию.
Как поступить?
Не стоит расстраиваться и переживать. Примите во внимание, что дистанционка — новый формат и для вас, и для детей. Вы не можете быть уверены, что сценарий сработает, а инструменты понравятся детям. Первое время сосредоточьтесь на том, что знаете и понимаете, как делать. Все непонятное — отложите.
Рассчитывайте свои и детские силы. Выделите время для себя, чтобы читать инструкции и делиться опытом с другими учителями. Больше общайтесь с коллегами — у них может найтись готовое решение вашей проблемы.
Будьте готовы к тому, что в первое время могут возникнуть трудности с контролем учеников. Дома много соблазнов и факторов, которые отвлекают от работы. Отмечайте участие детей в видеоконференциях, как это делали в школе.
И напоследок
Помните, что не только вы оказались в трудной ситуации. Переход на дистанционное обучение для школьников — вызов для всей системы образования. Первое, что нужно сделать — никуда не спешить. Сядьте и спокойно подумайте о дальнейших действиях. Если вы пропустите один учебный день, ничего страшного не случится.