Дислексия у детей: как учителю понять, что у ребенка из его класса проблемы

§ Советы для учителей 1-2 классов

Статьи

·

С трудностями чтения и письма сталкиваются по разным данным от 5% до 20% школьников. Детей, которые испытывают такие проблемы, но сохраняют общую способность к обучению, называют дислексиками. Обычно на симптомы дислексии обращают внимание к третьему классу, когда у ученика начинаются сложности с пониманием прочитанного текста.

Чем раньше учитель и родители заметят проблему, тем больше у ребенка шансов стать успешным в обучении. Как понять, что ученик не ленится учиться читать, а реально испытывает трудности? О том, что такое дислексия и как ее определить учителю, поговорили с нейропсихологом Ксенией Вотяковой.

Что такое дислексия?

Дислексия — избирательное нарушение способности к формированию навыков чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребенок-дислексик может читать крайне медленно, с большим количеством ошибок, с трудом понимать прочитанное. Важно осознавать, что такие проблемы не означают, что ребенок ленится или плохо интеллектуально развит. Не нужно ставить на него клеймо двоечника и лентяя — лучше попытаться определить, что конкретно с ним не так. 

Нейропсихологи считают, что трудности связаны с особенностями работы высших психических функций, задействованных в процессе чтения. В зависимости от тех механизмов, которые лежат в основе нарушения, выделяют несколько видов дислексии: регуляторная, фонематическая, зрительно-пространственная, семантическая и аграматическая. В 1-2 классе школы чаще всего можно заметить первые три. Рассмотрим эти виды подробнее. При наблюдении важно помнить, что «чистые» типы дислексии у детей редко встречаются в реальной жизни.

Ученик пропускает буквы, слоги, слова, не замечает границы предложений

Если ребенок при чтении и письме пропускает буквы или элементы букв, слога или целые слова — скорее всего, вы имеете дело с регуляторной дислексией. Такие ученики имеют нарушения функций программирования, регуляции и контроля чтения. 

Они пропускают буквы и слоги, добавляют или повторяют их при письме («ледоходох» вместо «ледоход»), «сливают» два слова в одно («вэту пору» вместо «в эту пору»), «перескакивают» с одной строчки на другую или из начала строки в конец.

Читая, ученики с регуляторной дислексией не замечают границ предложений и знаки препинания. Такие дети не до конца понимают смысл текста, неправильно озвучивают интонации и знаки препинания. В этом случае одновременно следить за технической и за смысловой стороной текста ребенку очень сложно. При письме дети часто пропускают пробелы, точки, заглавные буквы.

Ученик заменяет звуки на близкие по звучанию или написанию

Если ребенок испытывает трудности при выборе среди близких звуков: заменяет буквы на близкие по звучанию (б-п, з-с) или по произношению (т-п, т-н, д-б, л-р) — это может быть признаком фонематической дислексии

Читая текст, ребенок путает буквы и поэтому иногда не может понять, что за слово перед ним. Кроме того, им сложно запомнить слуховой образ слова, который может помочь правильно его написать.

Логопеды и нейропсихологи для диагностики такого нарушения используют следующий метод: предлагают ребенку выбрать из двух картинок ту, что иллюстрирует сказанное слово (например, на одной — коса, на другой — коза, или на одной — почка, на другой — бочка): ребенок с проблемами будет часто ошибаться. Так трудности звукоразличения проникают в чтение и письмо. 

Ученик упорно пишет так, как слышит, а буквы в тетради разного размера

Если ребенок часто не может найти начало строки, сориентироваться на странице, испытывает сложности с написанием каких-то букв — скорее всего, тут дело в зрительно-пространственной дислексии. Обычно дети к окончанию первого класса читают плавно по слогам, к концу второго класса по слогам читают только сложные слова, а в третьем классе читают уже целыми словами и даже словосочетаниями. У людей с зрительно-пространственной дислексией слова «рассыпаются», не запоминаются, как целое. Поэтому им сложно, например, учить словарные слова. 

Дети, у которых может быть такой вид дислексии, часто путают верх и низ, право и лево. В тетради у них буквы могут быть разного размера и с наклоном в разные стороны, а некоторые — причудливо или зеркально написаны. Они иногда пропускают в словах гласные — даже ударные, и нарушают порядок букв. Из-за отсутствия целостного образа слова часто пишут несколько слов слитно.

Что делать учителю?

Итак, заметив проблемы и начав с ними работу, мы даем ребенку возможность быть успешным в учебе, не потерять мотивацию, накапливая «снежный ком» из ученических проблем. Для учителя в первом-втором классах главный инструмент профилактики дислексии у детей — наблюдение. Симптомы дислексии обычно становятся очевидны учителю достаточно быстро, и его задача — следить за динамикой.

Так, если ошибок в чтении и письме становится все больше или с течением времени не становится меньше — это повод поговорить с родителями, которые могут обратиться к логопеду или нейропсихологу. Специалисты проведут более комплексную диагностику и посоветуют, как быть.

Еще один инструмент для профилактики возможных трудностей формирования навыков чтения и дислексии — бесплатный курс повышения квалификации для учителей начальной школы «Обучение чтению. Профилактика дислексии». Это теоретическая информация о симптомах дислексии для учителей и последовательность готовых занятий, рассчитанных на 12 недель, для учеников. 

Каждой неделе обучения соответствует видео с методическим описанием занятий и готовые наборы заданий на платформе Яндекс.Учебник. Цикл занятий называется «Витамины для чтения». Он будет полезены не только дислексикам, но и всем детям в классе. Занятия из курса можно встроить в основную школьную программу, или проходить с детьми в качестве внеурочной деятельности.

У учеников, у которых задания не будут вызывать сложностей, курс сформирует ситуацию успеха и поддержит интерес к заданиям на развитие речи. Дети, у которых возникают сложности с заданиями, смогут потренироваться — им можно будет выдать больше заданий. Значительные трудности при выполнении заданий станут сигналом для педагога и родителей о том, что лучше обратиться к логопеду. 

Курс разработан в соответствии с принципами детской нейропсихологии и логопедии, учитывает закономерности развития высших психических функций ребенка, его возрастных особенностей и этапов формирования навыков чтения.  

«Витамины для чтения» для младших классов станут доступны на платформе Яндекс.Учебник с 22 сентября. Бесплатный курс «Обучение чтению. Профилактика дислексии в букварный период» для учителей начальной школе также уже появился в программе «Я Учитель». 

Другие материалы

Я чувствую эмоциональное выгорание, что делать? 8 советов для учителей

§ Рассказываем, с чего начать борьбу с выгоранием

Статьи

Инклюзивная школа: если в классе учится ребёнок с нарушениями зрения

§ Как сделать обучение эффективным

Статьи

Развитие креативного мышления в начальной школе: 7 простых советов для учителя

Статьи

Как учителю снизить уровень стресса учеников от оценивания - советы нейропсихолога

§ Три метода и четыре способа измерения результатов обучения

Статьи

Хранители времени: функции и компьютерные программы, которые сделают работу учителя проще

Статьи

Как организовать и провести эффективное родительское собрание онлайн?

§ Подробный гид по подготовке и проведению онлайн-собрания

Статьи