Что такое смешанное обучение и как его запустить? Советы для учителя

 § Как частично перевести учеников на удалёнку

Что такое смешанное обучение и как его запустить? Советы для учителя

Статьи

Вне карантина всем больше всего хочется встречаться, общаться, обмениваться энергией. Уроки тоже хочется проводить в классе. Но дистанционное обучение в школе никуда не уходит – оно стало неотъемлемой частью образовательного процесса. В новой реальности не все дети могут ходить на уроки: некоторые школы вновь отправляют на карантин, в других переходят на онлайн-обучение на несколько дней в неделю. Один из эффективных способов подготовиться к полноценному дистанционному обучению – смешанное обучение в школе, из которого можно плавно перейти на учебу в полностью удалённом формате.

Что такое смешанное обучение

Смешанное или гибридное обучение – это образовательный подход, при котором традиционные уроки с учителем совмещается с дистанционными уроками, когда ученик сам контролирует темп учебы. На очных занятиях дети учатся коммуникации, формируют модели мышления и поведения, а в ходе самостоятельных занятий развивают навыки планирования, контроля, учатся распоряжаться своим временем и искать информацию. Технология смешанного обучения объединяет преимущества очного и дистанционного обучения в школе и компенсирует их недостатки.  

Всего выделяют более 40 моделей смешанного обучения, по которым можно выстраивать уроки, но не все они одинаково эффективны. Вот несколько основных моделей смешанного обучения:

1. Перевёрнутый класс, когда преподаватель дает ученикам материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии (или на дистанционном уроке) дети вместе с учителем обсуждают изученное и закрепляют материал на практике. 

2. Ротация станций. Ученики на уроке делятся на три группы и передвигаются по «станциям». Например, часть учеников работает на станции онлайн-обучения; другие работают в группах; третья группа общается непосредственно с учителем лично или в удалённом формате.

3. Ротация лабораторий. Модель смешанного обучения, в которой часть занятий проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс (лабораторию), где работают на компьютерах или планшетах, углубляя и закрепляя полученные на уроках знания. 

4. В рамках гибкой модели смешанного обучения ученики работают на компьютерах в большом центральном классе. По его периметру – несколько комнат и научных лабораторий для работы в группах и мозговых штурмов. В зоне социализации дети размещаются на диванах или пуфиках и продолжают учиться.

Советы по организации смешанного обучения

Выбрав модель смешанного обучения, нужно учесть организационные моменты. Вот несколько советов по переходу на частично дистанционное обучение в школе:

1. Составьте расписание очных и дистанционных уроков, чтобы ученики и их родители понимали, когда подключаться к видеоконференциям, когда сдавать задания, а когда приходить в класс. Расписание можно выложить в открытый доступ с помощью онлайн-сервисов – например, Google Календарь или Google Таблицы. 

2. Заранее подберите все необходимые инструменты и учебные материалы для реализации смешанного обучения. Убедитесь, что знаете, как работать с Zoom и Skype, как выводить документы на экран, вести прямые эфиры в Instagram и Facebook и пользовать образовательными платформами. Протестируйте первый дистанционный урок на коллегах или друзьях. Перед уроком откройте все нужные вкладки, проверьте уровень заряда устройств и приготовьте средства связи на случай форс-мажора. 

3. Спланируйте уроки и учебную неделю. Выбрав модель смешанного обучения, по которой вы будете двигаться, спланируйте расписание занятий на неделю вперед. Решите, какие темы дети будут проходить самостоятельно, а какие нужно объяснять сразу. Пропишите сценарии уроков с обозначением примерного времени, которое займет каждое задание. 

4. Выбирая формат обучения, ориентируйтесь на возраст учеников. Чем старше дети, тем больше они могут изучать самостоятельно. В начальной школе важно соблюдать требования для безопасной работы за компьютером и следить, чтобы время работы детей онлайн в рамках дистанционного обучения не превышало нормы СанПин.

5. Для групповой работы как очно, так и в удалённом формате заранее поделите детей, дайте задание, установите срок его выполнения и объясните, какой результат ждете. Назначьте время и выберите формат для обсуждения результатов. Для групповой работы в удалённом формате подойдут онлайн-доски, на которой могут писать несколько человек одновременно, или сессионные залы в Zoom, когда конференцию делят на отдельные комнаты для обсуждения. 

Почему смешанное обучение актуально? 

1. Это отвечает потребностям детей 

Смешанное обучение – дань реальности. Жизнь онлайн и оффлайн перестали быть изолированными друг от друга, и сейчас каждый второй подросток и только каждый пятый взрослый живет в смешанной реальности. По данным исследования экспертов платформы Яндекс.Учебник, каждый второй подросток считает, что в равной степени живет в реальном и виртуальном мире, не видит между ними разницы и постоянно переключается между ними в зависимости от задач. Из-за пандемии коронавируса и карантина процесс ухода в смешанную реальность продвинулся вперёд, и традиционных форм обучения больше не достаточно. 

2. Смешанное обучение можно реализовать в дистанционном формате

В таком случае занятий в классе нет, дети взаимодействуют с учителем с помощью компьютерных технологий. Такое дистанционное обучение в школе объединяет синхронную и асинхронную формы – занятия в реальном времени под контролем учителя и и самостоятельную работу с информацией. На практике это выглядит так: вебинары и видеоконференции вы чередуете с записанными уроками и заданиями на онлайн-платформах.

3. Это экономит время учителя

Смешанное обучение позволяет оптимизировать процесс обучения. Во-первых, в каждой модели смешанного обучения предполагается самостоятельная работа онлайн, и детям даётся шанс самим научиться находить информацию и перерабатывать ее. Ученики задают меньше вопросов, которые не попытались решить сами, и это экономит время учителя. Во-вторых, многие контрольные работы дети выполняют на образовательных платформах, и учитель получает данные о результатах без проверки тетрадей. В результате высвобождается время для других важных вопросов обучения.

4. Дети учатся самостоятельности

В каждой модели смешанного обучения есть самостоятельная работа на компьютере. Ученики учатся искать информацию, планировать время для самостоятельного обучения и брать на себя ответственность за результаты работы. 

5. Вы ориентируетесь на учеников со всеми типами восприятия информации

По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Кто-то легко усвоит материал, прослушав лекцию, кому-то нужно обязательности вести записи, а кому-то необходим визуальный ряд. В смешанном обучении в школе у детей больше шансов усвоить тему – можно пообщаться с учителем, посмотреть видеолекцию, решить тест на онлайн-платформе. Все эти виды работы есть в каждой модели смешанного обучения. К тому же скорость усвоения информации у всех разная – ученикам удобнее изучать материал в своем темпе. 

Подробнее про типы восприятия информации учениками и про то, как найти индивидуальный подход к детям мы писали здесь.  

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?