РАС у ребёнка: что нужно знать учителю?

§ Психолог отвечает на 9 частых вопросов

РАС у ребёнка: что нужно знать учителю?

Статьи

Мы продолжаем обсуждать с экспертами инклюзивное образование, и на этот раз поговорили с психологом Маргаритой Полисской про аутизм у детей. Маргарита ответила на девять распространённых вопросов о расстройстве аутистического спектра, которые, может быть, возникали и у вас.

Можно ли называть ученика «аутистом»?

На самом деле в слове «аутист» нет ничего плохого, но у многих оно вызывает негативные эмоции. Когда мы говорим про человека «аутист», мы как будто приравниваем его личность к диагнозу. Поэтому лучше использовать выражение «ребёнок с аутизмом». Или научный, но длинный вариант – «ребёнок с расстройством аутистического спектра».

Почему аутизм – это  спектр?

Аутизмом сегодня упрощённо называют группу особенностей развития мозга. У всех детей с расстройством аутистического спектра в той или иной степени есть проблемы с речью, общением и склонность к стереотипности. Это значит, что они повторяют одни и те же движения или фразы. При этом поведение и способности у них могут быть совершенно разные.

Почему ученику с аутизмом нужна «рутина»?

Детям с расстройством аутистического спектра свойственна стереотипность, и в этой склонности нет ничего плохого, если она не вредит ребёнку. Правильная «рутина» сильно снижает тревогу и помогает ученику адаптироваться в классе. Отличная идея для работы с детьми с РАС в школе – попробовать всегда одинаково начинать и заканчивать урок. Например, звонить в колокольчик или начинать урок с простых заданий одного типа.

Умственная отсталость - обязательная характеристика детей с РАС?

У аутичного ребёнка могут быть прекрасные познавательные способности. Всемирная организация здравоохранения говорит, что умственная отсталость присутствует примерно у половины людей с расстройством аутистического спектра.

Может ли аутизм обнаружиться у ребёнка в школьном возрасте?

Признаки аутизма обычно проявляются до трёх лет. Но учёные до сих пор не придумали универсальный способ диагностики детей с РАС. По усреднённой оценке Всемирной организации здравоохранения, аутизм есть у одного ребенка из 160. Некоторые исследования говорят, что эта цифра значительно выше. Поэтому вероятность, что у ученика аутизм, но его родители об этом не знают, есть, хотя большинство диагнозов ставят в дошкольном возрасте.

Как распознать аутизм у ребёнка?

Наблюдайте за поведением ребёнка в классе. Если вы замечаете у него перечисленные ниже особенности, обратитесь за советом к школьному психологу. 

1. Ученик знает мало слов. Знакомые слова часто встречаются ему в повседневной жизни или напрямую связаны с его интересами.

2. Ученику трудно понимать длинные фразы, и он «выхватывает» из услышанного  только одно-два знакомых слова.

3. Ученик не понимает шутки или иносказательные выражения.

4. Ученик вообще не говорит или произносит только отдельные слоги. 

6. Ученик повторяет некоторые звуки, слова или фразы. Он может это делать часто или иногда, «к месту» или «в воздух».

7. Ученик не понимает правила, которые всем детям кажутся очевидными. К примеру, не знает, как попроситься выйти или куда убирать одежду после прогулки.

8. Ученик не понимает правила игр других детей.

9. Ученик общается со сверстниками по одной «схеме». Например, он может задавать всем один и тот же вопрос или играть только в какую-то определенную игру.

10. Ученик повторяет одни и те же действия. Он может махать руками, постукивать по столу или одеваться только в определённой последовательности.

Помните, что признаки аутизма могут проявляться у ученика в большей или меньшей степени или отсутствовать вообще. Диагноз может ставить только специалист.

Как рассказать родителями, что у ребёнка есть признаки аутизма?

Даже опытным психиатрам и неврологам бывает сложно диагностировать расстройство аутистического спектра. Поэтому если вы видите у ученика признаки аутизма, обратитесь к школьному психологу. Он посоветует, что делать дальше. Ни в коем случае не стоит начинать беседу с того, что ученик не справляется с программой – у родителей может возникнуть чувство, что с их ребёнком что-то не так или что он вам просто не нравится.

Как понять, нужна ли адаптированная программа для детей с РАС в школе?

Если вы думаете, что аутичному ребёнку слишком сложно учиться по общей программе, это стоит обсудить со школьным психологом. Решение о том, адаптировать ли программу для ребёнка с РАС в школе, решает специальная комиссия.

Как помочь аутичному ребёнку?

Самым эффективным методом помощи ребёнку с РАС в школе сегодня считается поведенческая терапия. Её задача – помочь аутичному ребёнку адаптироваться к окружающей среде. У поведенческой терапии самая большая доказательная база, поэтому ее рекомендуют в большинстве случаев. Но аутизм у детей проявляется по-разному, и кроме терапии им могут понадобится дополнительные занятия.  Кому-то нужен логопед, кому-то дефектолог, а кому-то – спорт или искусство.

Работа в классе для детей с РАС регламентируется федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и конвенцией ООН «О правах инвалидов».

Подробнее о том, как взаимодействовать с ребёнком с РАС в школе и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?