Что нужно знать учителю про расстройство аутистического спектра у ребенка

§ Психолог отвечает на 9 частых вопросов

Статьи

·

Мы продолжаем обсуждать с экспертами инклюзивное образование, и на этот раз поговорили с психологом Маргаритой Полисской про аутизм у детей. Маргарита ответила на девять распространенных вопросов о расстройстве аутистического спектра, которые, может быть, возникали и у вас.

Можно ли называть ученика с аутизмом «аутистом»?

На самом деле в слове «аутист» нет ничего плохого, но у многих оно вызывает негативные эмоции. Когда мы говорим про человека «аутист», мы как будто приравниваем его личность к диагнозу. Поэтому лучше использовать выражение «ребенок с аутизмом». Или научный, но длинный вариант – «ребенок с расстройством аутистического спектра».

Почему аутизм – это  спектр?

Аутизмом сегодня упрощенно называют группу особенностей развития мозга.. У всех детей с расстройством аутистического спектра в той или иной степени есть проблемы с речью, общением и склонность к стереотипности. Это значит, что они повторяют одни и те же движения или фразы. При этом поведение и способности у них могут быть совершенно разные.

Почему ученику с аутизмом нужна «рутина»?

Детям с расстройством аутистического спектра свойственна стереотипность, и в этой склонности нет ничего плохого, если она не вредит ребенку. Правильная «рутина» сильно снижает тревогу и помогает ученику адаптироваться в классе. Попробуйте всегда одинаково начинать и заканчивать урок – например, звоните в колокольчик или начинайте урок с простых заданий одного типа.

Аутизм у детей связан с умственной отсталостью?

У аутичного ребенка могут быть прекрасные познавательные способности. Всемирная организация здравоохранения говорит, что умственная отсталость присутствует примерно у половины людей с расстройством аутистического спектра.

Может ли аутизм обнаружиться у ребенка в школьном возрасте?

Признаки аутизма обычно проявляются до трех лет. Но ученые до сих пор не придумали универсальный способ, чтобы с уверенностью его диагностировать. По усредненной оценке Всемирной организации здравоохранения, аутизм есть у одного ребенка из 160. Некоторые исследования говорят, что эта цифра значительно выше. Поэтому вероятность, что у ученика аутизм, но его родители об этом не знают, есть, хотя большинство диагнозов ставят в дошкольном возрасте.

Как понять, что у ученика аутизм?

Наблюдайте за поведением ребенка в классе. Если вы замечаете у него перечисленные ниже особенности, обратитесь за советом к школьному психологу. 

1. Ученик знает мало слов. Знакомые слова часто встречаются ему в повседневной жизни или напрямую связаны с его интересами.

2. Ученику трудно понимать длинные фразы, и он «выхватывает» из услышанного  только одно-два знакомых слова.

3. Ученик не понимает шутки или иносказательные выражения.

4. Ученик вообще не говорит или произносит только отдельные слоги. 

6. Ученик повторяет некоторые звуки, слова или фразы. Он может это делать часто или иногда, «к месту» или «в воздух».

7. Ученик не понимает правила, которые всем детям кажутся очевидными. К примеру, не знает, как попроситься выйти или куда убирать одежду после прогулки.

8. Ученик не понимает правила игр других детей.

9. Ученик общается со сверстниками по одной «схеме». Например, он может задавать всем один и тот же вопрос или играть только в какую-то определенную игру.

10. Ученик повторяет одни и те же действия. Он может махать руками, постукивать по столу или одеваться только в определенной последовательности.

Помните, что признаки аутизма могут проявляться у ученика в большей или меньшей степени или отсутствовать вообще. Диагноз может ставить только специалист.

Как рассказать родителями, что у ребенка есть признаки аутизма?

Даже опытным психиатрам и неврологам бывает сложно диагностировать расстройство аутистического спектра. Поэтому если вы видите у ученика признаки аутизма, обратитесь к школьному психологу. Он посоветует, что делать дальше. Ни в коем случае не стоит начинать беседу с того, что ученик не справляется с программой – у родителей может возникнуть чувство, что с их ребенком что-то не так или что он вам просто не нравится.

Как понять, что ученику с аутизмом нужна адаптированная школьная программа?

Если вы думаете, что аутичному ребенку слишком сложно учиться по общей программе, это стоит обсудить со школьным психологом. Адаптировать программу или нет, решает специальная комиссия.

Как помочь аутичному ребенку?

Самым эффективным методом сегодня считается поведенческая терапия. Ее задача – помочь аутичному ребенку адаптироваться к окружающей среде. У поведенческой терапии самая большая доказательная база, поэтому ее рекомендуют в большинстве случаев. Но аутизм у детей проявляется по-разному, и кроме терапии им могут понадобится дополнительные занятия.  Кому-то нужен логопед, кому-то дефектолог, а кому-то – спорт или искусство.

Работа в инклюзивном классе регламентируется федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и конвенцией ООН «О правах инвалидов».

Другие материалы

Я чувствую эмоциональное выгорание, что делать? 8 советов для учителей

§ Рассказываем, с чего начать борьбу с выгоранием

Статьи

Инклюзивная школа: если в классе учится ребёнок с нарушениями зрения

§ Как сделать обучение эффективным

Статьи

Развитие креативного мышления в начальной школе: 7 простых советов для учителя

Статьи

Как учителю снизить уровень стресса учеников от оценивания - советы нейропсихолога

§ Три метода и четыре способа измерения результатов обучения

Статьи

Хранители времени: функции и компьютерные программы, которые сделают работу учителя проще

Статьи

Как организовать и провести эффективное родительское собрание онлайн?

§ Подробный гид по подготовке и проведению онлайн-собрания

Статьи