Буллинг в школе: что делать учителю

§ Как распознать, остановить и предотвратить травлю в школе

Буллинг в школе: что делать учителю

Статьи

По данным Всемирной организации здравоохранения, в России с буллингом (травлей) в школе сталкиваются 23% девочек и 27% мальчиков в возрасте 11 лет. «Шрамы» от издевательств могут отбить интерес к учебе, сделать ребенка замкнутым и боязливым.

Травля может быть прямой или косвенной. Прямая – это тычки, обзывания, угрозы, повреждение вещей. Косвенная – это манипуляция дружбой («если будешь с ней дружить, я не буду с тобой»), обидные слухи и сплетни, бойкот («до тебя нельзя дотрагиваться», «тебя в игру не берем»). Есть еще сетевая травля, или кибербуллинг – о выявлении буллинга такого типа у нас есть отдельная статья.
Травля опасна не только для непосредственной жертвы. Она создает нездоровую атмосферу в классе – ведь каждый боится стать следующим. Вот почему нужно выявлять буллинг, реагировать на любые проявления травли и составлять план по профилактике буллинга в школе. И как можно скорее. Как это сделать – мы попросили объяснить Лилию Брайнис, социального психолога и директора фонда «Шалаш».

Как проявляется буллинг

Травля, в отличие от конфликта – это повторяющиеся, систематические действия. Дети могут повздорить, даже подраться, но при буллинге в школе всегда есть систематичность и неравенство сил: численное, физическое (кто-то сильный, кто-то слабый), статусное (один популярный, а другой – нет).

У детей постарше буллинг часто принимает скрытую форму, из-за чего выявление буллинга дается сложно. Объект травли не высмеивают в присутствии учителя, ему не ставят подножки, не пинают, не выбрасывают его рюкзак. Ребенок при этом может подвергаться регулярному моральному унижению от одноклассников.

Почему возникает буллинг

Есть миф, что травля встречается только в неблагополучных школах. Или, наоборот, только в закрытых, элитарных заведениях. Или – что травят только «не таких, как все», белых ворон. На самом деле жертвой может стать кто угодно и из-за чего угодно, и выявление буллинга возможно в любой школе. Дело не в качествах конкретного ребенка, а в самом механизме, который стоит за этим явлением.

Травля возникает там, где отношения построены на доминировании и подчинении. Такой опыт ребенок может получить в семье или уже в школе. Тот, кто начинает травлю, просто не знает, как строить отношения иначе. Поэтому он повторяет то, что видел и переживал сам. Для профилактики буллинга в школе надо обращать внимание на агрессивное поведение детей. 

Причиной буллинга в школе может стать и поведение учителя. Если он требует подчинения, имеет явных «любимчиков» и «парий», позволяет себе оскорблять детей (особенно в присутствии сверстников), высмеивать их неудачи или особенности (произношение, внешний вид), позволяет себе дискриминирующие высказывания – он подает другим сигнал, что так вести себя нормально и делает профилактику буллинга в школе невозможной.

Как выявить буллинг в школе

Признаки травли, даже скрытой, обычно заметны. Например, если один ученик не отвечает на реплики другого, – один из признаков. Есть и явные признаки, когда выявление буллинга не является проблемой: ученики не хотят с кем-то объединяться в пары, показывают пальцем, смеются. Ребенок заходит в класс, и все говорят «фу» или просто отворачиваются. Или если ребенок не пришел – «слава богу». Выявление буллинга важно и на это нужно тратить время. Когда вы замечаете любой конфликт между учениками, попытайтесь выяснить: не стоит ли за этим конфликтом целая цепь обид, угроз и издевательств. Очень часто конфликты в классе – это один из проявившихся случаев буллинга. Поэтому профилактика буллинга в школе стоит на первом месте. 

Проблема не в том, что травлю трудно распознать. Учителя часто не замечают ее, думая, что это не опасно – или не знают, что делать. Раньше было распространено убеждение, что буллинг в школе – это нормальная примета взросления. Мол, именно так дети учатся конфликтовать и преодолевать трудности. 
В результате учителя реже вмешивались в происходящее и не предпринимали мер по профилактике буллинга в школе. Жертвы страдали, обидчики убеждались в своей безнаказанности, а свидетели делали вывод: так все в жизни и работает. Сейчас последствия травли в школе хорошо изучены, акценты сместились и выявление буллинга стало более распространенр. Например, в Скандинавии сотрудники школ (от директора до уборщицы) проходят специальные курсы противодействия буллингу.

Как правильно вмешиваться

Первое, что стоит сделать – назвать явление по имени и дать ему оценку, выявить буллинг. Дети (особенно в младшей школе) часто не осознают, насколько их действия ранят других. Важно показать, что когда ты осознанно дразнишь человека или не разговариваешь с кем-то, это причиняет боль. Что бы они переживали, если бы с ними перестали здороваться, играть, стали бы над ними смеяться? Можно разобрать ситуацию на других примерах – скажем, «Гадкого утенка».

Второй важный шаг в профилактике буллинга в школе – обсудить травлю как проблему группы. Психолог Людмила Петрановская советует привести пример с реальными болезнями. Ребенок знает, что такое болезнь. Он знает, что если не мыть руки – может быть расстройство желудка, а если не надеть шапку зимой – можно простудиться. Точно так же есть действия, которые могут подорвать «здоровье» класса.

В чем заключается это «здоровье»? Попробуйте решить вместе. Подключите детей – пусть предложат варианты для профилактики буллинга в школе. Вместе можно сформулировать моральный кодекс класса, в котором всем будет хорошо. Можно предложить самым авторитетным детям в классе роль блюстителей этого кодекса. Они с удовольствием проявят свое лидерство. Проголосуйте за новые правила всем классом. Можно договориться о штрафах для тех, кто их нарушает.

Что дальше?

Большая ошибка – бросать ситуацию на самотек после одного разговора. Борьба с буллингом в школе требует времени. Будьте готовы к тому, что понадобится мониторить происходящее, напоминать о принятых правилах. Профилактика буллинга важна не только в ситуациях конфликта, но и в обычном общении: отвечать на вопрос, когда другой его задает; уметь работать в паре, в команде; разговаривать, не оскорбляя другого. 

В идеале важно создать такую обстановку в классе, которая не допускала бы появления двух полюсов – вожаков и изгоев. Для профилактики буллинга в школе постройте работу так, чтобы каждый ребенок получал свою порцию внимания и похвалы, чувствовал свою значимость для общего дела. Для этого хорошо подходят игры на командообразование, конкурсы талантов, квесты.

Научиться эффективно решать конфликты между всеми участниками образовательного процесса, освоить стратегии поведения в конфликтной ситуации и разобраться, что такое травля и как с ней быть, поможет курс «Конфликты и травля в школьной среде». Он уже появился в программе «Я Учитель». Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?