Есть пять привычек, которые может выработать учитель, чтобы ученики лучше себя чувствовали и успешнее учились. Это требует дополнительной энергии, но действительно помогает детям чувствовать себя уверенно и благополучно, и как следствие — учиться и стремиться к успехам в учёбе.
1. Привычка оценивать поведение, а не личность, и спокойно обсуждать с детьми их ошибки и достижения
Например:
«Так ты двоечником и останешься!»
«У тебя не получилось, но ты можешь в следующий раз сосредоточиться и проверить подсчёт».
«Стирай. Садись. Два!»
«У тебя уже хорошо получается пользоваться таблицей умножения, но ты пока что не научился умножать в столбик».
2. Привычка обращать внимание на чувства детей
Обучение в ситуации стресса невозможно. При эмоциональном напряжении в головном мозге происходят другие процессы, он не усваивает новую информацию. Озвучить переживания ребёнка — дать им право на существование и помочь с ними справиться.
Например:
«Вижу, ты расстроилась, из-за того, что не смогла решить задачу. В следующий раз, если будет не получаться, я помогу тебе разобраться».
3. Привычка давать право на промашку, относиться к ошибкам как к помощникам в обучении
Анализируя ошибки, мы можем понять, что именно ученик не понимает. Количество ошибок — показатель личного роста, или, наоборот, «топтания на месте». Можно отследить личную динамику, сравнить, сколько ошибок было неделю назад, и подумать, что нужно объяснить или сделать, чтобы закрыть эти пробелы в знаниях.
Например:
«В диктанте большинство ошибок ты сделал в суффиксах -ек/-ик, есть пара ошибок по невнимательности. В следующий раз перечитай внимательно перед тем, как сдавать».
4. Привычка учитывать личные особенности детей
Тревожным детям нужно больше поддержки, гиперактивным детям важны организующая помощь и чередование занятий, утомляемым — дозированная нагрузка.
Например:
«Ты можешь остаться дописать контрольную на перемене, я знаю, что тебе нужно чуть больше времени».
5. Привычка хвалить всех детей — по разным поводам
Умейте отметить даже маленькие победы.
Перед тем, как критиковать или упрекнуть ученика, найдите повод похвалить. Можно, например, отметить микродостижение по рисованию, а потом уже критиковать за недоработки по математике.
Голая критика делает большинство детей неувереннее в себе и снижает их мотивацию учиться. Есть дети, которых часто критикуют, и редко хвалят, потому что кажется, что хвалить их не за что — и они сами начинают верить, что никогда не исправятся, хотя это может не отражать их реального уровня способностей.
Например:
«С такими знаниями тебя в первый класс посадить нужно»;
Оказывается, ты прекрасно ездишь на лыжах!».