Девушки в IT

Как на карьеру влияют семья, стереотипы и профильное образование

Яндекс и Институт образования ВШЭ опросили девушек,
которые строят карьеру в IT.

Исследование показало, что повлияло на их выбор профессии
и кто чаще занимает руководящие должности, а также с какими
трудностями они сталкивались.

В опросе участвовали:
415
женщин, которые работают в разных сферах IT: разработка и анализ данных, ИИ, управление проектами и продуктами, инфраструктура, DevOps, информационная безопасность, техподдержка.
«В Яндексе работает 36% женщин, что соответствует реалиям в мировом бигтехе. Если посмотреть, кто из девушек находится на STEM-ролях, то цифра уже снижается до 22%. Нам всегда интересно разобраться, в чём дело. Мы начали исследовать эту тему в фильме «Математическое неравенство» и продолжили исследованием женщин в IT. Мы надеемся, что результаты могут помочь образовательной среде и рынку расширить воронку привлечения девчонок. От этого выиграют все: ученые не раз доказывали, что увеличение участия женщин в различных секторах экономики стимулирует экономический рост. Да и просто хочется, чтобы у всех была возможность реализовать свой потенциал, вне зависимости от каких-либо стереотипов или навязанных сомнений в собственных силах».
фото Дарьи
Дарья Золотухина Руководитель направления Образования, развития талантов и технологий для общества в Яндексе
Учёба в школе
У IT-специалисток прослеживается характерный образовательный опыт.
Больше половины опрошенных в старшей школе учились в профильных классах, а две трети — записывались на кружки, участвовали во внеучебной деятельности и олимпиадах.
  • Информационно-технологические или физмат-классы
  • Гуманитарные и социально-экономические классы
  • Другие

Какие дополнительные занятия посещали айтишницы* *Вопрос с множественным выбором

59%

Математика и алгебра

52%

Робототехника, программирование и т. д.

44%

Творческие кружки (музыка, рисование, танцы, театр)

43%

Спортивные секции (плавание, футбол, шахматы, йога)

30%

Литература

30%

Иностранные языки

29%

Языковые курсы / кружки (изучение иностранного языка)

29%

Русский язык

25%

Геометрия и черчение

22%

Физика

20%

Химия

20%

Биология

20%

История и обществознание

14%

Музыка, искусствоведение, рисование

13%

География

9%

Кружки по интересам (например, фан-клуб музыкальной группы)

8%

Кружки для развития определённых навыков (например, ораторское искусство)

7%

Естествознание

Посмотреть все
«Из других исследований мы знаем, что девочек реже отдают на математические кружки в детстве, им чаще рекомендуют поступать на нетехнические специальности. Наши респондентки отличаются тем, что в их семьях были признаки вовлечённого родительства, а также настоящие примеры профессиональной траектории — в образе отца или матери».
фото Дарьи
Евгения Шмелева Научный сотрудник ЦСВО Института образования НИУ ВШЭ, заместитель директора Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ

Поддержка семьи: вовлечённость и пример родителей

76%
родителей поощряли внеучебные занятия
75%
одобряли участие в профильных кружках и олимпиадах
76%
поддерживали в изучении точных наук
52%
советовали выбрать карьеру в STEM-областях
86%
руководительниц получали поддержку семьи в участии в кружках или олимпиадах по точным наукам

Что общего у девушек-руководительниц в IT

Они чаще учились в профильных классах и посещали дополнительные занятия в школе

Учеба в профильном классе

77%

55%

Посещение кружков и секций

82%

64%

Руководители

Не руководители

«Я как раз пример того,
что показало исследование.
Моя бабушка — Татьяна Александровна Москалюк — профессор, доктор биологических наук, геоценолог. Помню, как она защищала докторскую диссертацию: такая смелая, красивая и очень умная отвечала на каверзные вопросы оппонентов. Бабушка была уверенной, твёрдой — меня это вдохновляло, и её пример того, что она добилась успеха своим умом, сформировал меня. А ещё бабушка в 90-х привезла из Штатов компьютер и учила меня программировать на Pascal, что тоже на меня повлияло. Я с детства усвоила, что если ты интеллектуально равен и трудолюбив, то уже не будет разницы, мужская это профессия (как кому‑то кажется) или не мужская.
фото Марии
Мария Ревинская Руководитель в Ultima Яндекс Go

Айтишницы среди студенток вузов РФ Данные федеральной статистики за 2023 год

Пока IT — один из наименее популярных профилей образования среди женщин

Педагогика

77%

73%

Общественные науки

59%

49%

Гуманитарные науки

75%

62%

Аграрные науки

44%

37%

STEM (без IT)

35%

34%

IT

22%

19%

Бакалавриат

Магистратура

Чем меньше женщины сталкиваются с гендерными стереотипами во время учёбы, тем легче им строить карьеру в IT
Они реже нуждаются в профессиональной переподготовке и имеют больший стаж работы в этой сфере
63%
сталкивались со стереотипами в школе
53%
сталкивались со стереотипами в университете
В школе гендерные стереотипы чаще исходят от одноклассников-мальчиков, а в университете — от преподавателей

Какие качества нужны, чтобы работать в IT* *Вопрос с множественным выбором

Женщины считают, что профильное образование и знание математики не так важны, как «мягкие» навыки (soft skills)

67%

Отметили готовность учиться

63%

Выделили логическое и аналитическое мышление

30%

Считают профильное университетское образование важным

12%

Придают большое значение хорошему знанию математики

10%

Признают важным доступ к досугу, связанному с IT, ещё в детстве

Удовлетворённость карьерой

Большинство специалисток удовлетворены своей работой и положительно оценивают баланс между профессиональной и личной жизнью.
При этом более трети из них считают, что регулярно перерабатывают.

85%

убеждены, что различий в способностях к работе в IT в зависимости от пола нет

46%

считает, что у мужчин и женщин равные шансы получить повышение

69%

чувствуют, что их мнение ценится наравне с мнением коллег-мужчин

Реакция женщин на стереотипы

49%

игнорирование

36%

перевод в шутку

36%

повышение квалификации

31%

повышение производительности

«Мне повезло, я ни разу не сталкивалась со стереотипами
в отношении способностей девушек к какому‑либо предмету. В институте у меня в группе было 5 девочек, остальные 28 человек — мальчики. Однако никаких стереотипов по поводу того, что девочка что‑то не может, это путь не для неё и так далее, не было ни у однокурсников, ни у преподавателей.
Я много трудилась, и поначалу было тяжело, но постепенно я разобралась с программированием. Если не фокусироваться на обидных стереотипах и уж тем более не транслировать их, а держать в фокусе свою цель, много учиться и работать, то можно достигнуть классного результата».
фото Анны
Анна Даскал Директор по развитию клиентов Yandex Cloud

Повышение квалификации и его связь с прошлым опытом

90%

обращаются к практикам профессионального развития

72%

занимаются самообразованием: книги, подкасты, курсы

48%

проходят курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки

Получив разнообразный образовательный опыт в детстве, девушки формируют привычку заниматься саморазвитием во взрослой жизни:

Занимались самообразованием (книги, подкасты, онлайн-курсы)

77%

63%

Проходили курсы повышения квалификации или профпереподготовки

54%

38%

Не прибегали ни к каким инструментам проф развития

6%

19%

Посещали дополнительные занятия

Не посещали дополнительные занятия

Девушки, которые не участвовали во внеучебной деятельности в детстве, в три раза реже занимаются профразвитием по сравнению с теми, кто участвовали.

Карьера и семья

Половина опрошенных отметили, что наличие семьи и/или детей никак не влияет на карьерный рост

50%

никак не влияет

29%

препятствие для карьерного роста в IT

9%

способствует продвижению

«Успех в изучении IT и диджитал-дисциплин точно не зависит от пола, а определяется личными качествами и усилиями, которые прилагает человек. Я лично работал над курсами со многими девушками-разработчицами, которые писали уроки для наших студентов. И могу отметить, что они чувствуют себя уверенно в профессии и точно не уступают скилами разработчикам-мужчинам. Моё послание всем: точно не нужно боятся попробовать себя в новых профессиях».
фото Сергея
Сергей Котов Продакт-лид группы изучения профессий
с нуля в Практикуме

Девушки в образовательных проектах Яндекса

24%

Лицей — образовательное пространство, где изучают современные языки программирования, погружаются в промышленную разработку и осваивают новые технологии

36%

Школа анализа данных — двухгодичная образовательная программа по компьютерным наукам. В ШАДе учат разрабатывать сервисы и приложения на базе ML, решать задачи анализа данных, создавать системы хранения и обработки больших данных и многому другому

41%

Университетские программы Яндекса — бакалаврские и магистерские программы по разработке, машинному обучению и Data Science вместе с лучшими университетами России и не только

42%

Практикум — курсы по программированию, анализу данных, маркетингу, дизайну и другим востребованным направлениям

Как увлечь девочек математикой и информатикой.

Советы для родителей и учителей
Mon Dec 02 2024 17:56:20 GMT+0300 (Moscow Standard Time)