Девушки в IT

Как на карьеру влияют семья, стереотипы и профильное образование

Яндекс и Институт образования ВШЭ опросили девушек,
которые строят карьеру в IT.

Исследование показало, что повлияло на их выбор профессии
и кто чаще занимает руководящие должности, а также с какими
трудностями они сталкивались.

В опросе участвовали:
415
женщин, которые работают в разных сферах IT: разработка и анализ данных, ИИ, управление проектами и продуктами, инфраструктура, DevOps, информационная безопасность, техподдержка.
«В Яндексе работает 36% женщин, что соответствует реалиям в мировом бигтехе. Если посмотреть, кто из девушек находится на STEM-ролях, то цифра уже снижается до 22%. Нам всегда интересно разобраться, в чём дело. Мы начали исследовать эту тему в фильме «Математическое неравенство» и продолжили исследованием женщин в IT. Мы надеемся, что результаты могут помочь образовательной среде и рынку расширить воронку привлечения девчонок. От этого выиграют все: ученые не раз доказывали, что увеличение участия женщин в различных секторах экономики стимулирует экономический рост. Да и просто хочется, чтобы у всех была возможность реализовать свой потенциал, вне зависимости от каких-либо стереотипов или навязанных сомнений в собственных силах».
фото Дарьи
Дарья Золотухина Руководитель направления Образования, развития талантов и технологий для общества в Яндексе
Учёба в школе
У IT-специалисток прослеживается характерный образовательный опыт.
Больше половины опрошенных в старшей школе учились в профильных классах, а две трети — записывались на кружки, участвовали во внеучебной деятельности и олимпиадах.
  • Информационно-технологические или физмат-классы
  • Гуманитарные и социально-экономические классы
  • Другие

Какие дополнительные занятия посещали айтишницы* *Вопрос с множественным выбором

59%

Математика и алгебра

52%

Робототехника, программирование и т. д.

44%

Творческие кружки (музыка, рисование, танцы, театр)

43%

Спортивные секции (плавание, футбол, шахматы, йога)

30%

Литература

30%

Иностранные языки

29%

Языковые курсы / кружки (изучение иностранного языка)

29%

Русский язык

25%

Геометрия и черчение

22%

Физика

20%

Химия

20%

Биология

20%

История и обществознание

14%

Музыка, искусствоведение, рисование

13%

География

9%

Кружки по интересам (например, фан-клуб музыкальной группы)

8%

Кружки для развития определённых навыков (например, ораторское искусство)

7%

Естествознание

Посмотреть все
«Из других исследований мы знаем, что девочек реже отдают на математические кружки в детстве, им чаще рекомендуют поступать на нетехнические специальности. Наши респондентки отличаются тем, что в их семьях были признаки вовлечённого родительства, а также настоящие примеры профессиональной траектории — в образе отца или матери».
фото Дарьи
Евгения Шмелева Научный сотрудник ЦСВО Института образования НИУ ВШЭ, заместитель директора Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ

Поддержка семьи: вовлечённость и пример родителей

76%
родителей поощряли внеучебные занятия
75%
одобряли участие в профильных кружках и олимпиадах
76%
поддерживали в изучении точных наук
52%
советовали выбрать карьеру в STEM-областях
86%
руководительниц получали поддержку семьи в участии в кружках или олимпиадах по точным наукам

Что общего у девушек-руководительниц в IT

Они чаще учились в профильных классах и посещали дополнительные занятия в школе

Учеба в профильном классе

77%

55%

Посещение кружков и секций

82%

64%

Руководители

Не руководители

«Я как раз пример того,
что показало исследование.
Моя бабушка — Татьяна Александровна Москалюк — профессор, доктор биологических наук, геоценолог. Помню, как она защищала докторскую диссертацию: такая смелая, красивая и очень умная отвечала на каверзные вопросы оппонентов. Бабушка была уверенной, твёрдой — меня это вдохновляло, и её пример того, что она добилась успеха своим умом, сформировал меня. А ещё бабушка в 90-х привезла из Штатов компьютер и учила меня программировать на Pascal, что тоже на меня повлияло. Я с детства усвоила, что если ты интеллектуально равен и трудолюбив, то уже не будет разницы, мужская это профессия (как кому‑то кажется) или не мужская.
фото Марии
Мария Ревинская Руководитель в Ultima Яндекс Go

Айтишницы среди студенток вузов РФ Данные федеральной статистики за 2023 год

Пока IT — один из наименее популярных профилей образования среди женщин

Педагогика

77%

73%

Общественные науки

59%

49%

Гуманитарные науки

75%

62%

Аграрные науки

44%

37%

STEM (без IT)

35%

34%

IT

22%

19%