Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали более сотни исследований, чтобы понять, как мы выбираем, куда пойти учиться после школы и нужно ли это, насколько это осознанный выбор и что на него влияет.

По результатам они подготовили обзор
«Ценности, факторы и последствия выбора
высшего образования в России». (2023)

Доступность
высшего образования в цифрах

Распределение ответов на вопрос «Какой уровень образования должен получить ребёнок?»

(в процентах от числа респондентов. В опросе участвовало 9 000 человек, подробная информация и источники — в отчёте)

только

29 %

релевантной когорты населения (17–25 лет) обеспечены местами в вузах (бакалавриат и специалитет)

13 млн чел

релевантная для высшего образования когорта (17‑25 лет) в 2022 году

17 млн чел

к 2035 году составит релевантная когорта

Зачем идти учиться

Высшее образование по-прежнему остаётся ступенькой
к вершине социальной лестницы. В России люди
с дипломами вузов получают зарплаты почти
на 100% выше, чем те, кто имеет только школьный аттестат.

Для чего, по мнению россиян, нужно получать высшее образование:
Найти хорошо оплачиваемую работу
67%
Стать специалистом, который везде нужен
45%
Добиться успеха, сделать карьеру
40%
Получить широкие / фундаментальные знания
26%
Найти интересную, творческую работу
20%
Получить востребованные практические навыки
15%
Стать культурным человеком
9%
Найти работу со свободным графиком
8%
Жить среди культурных, образованных людей
6%
Заниматься наукой
6%
Завести полезные знакомства
5%
Пользоваться уважением окружающих
4%
Найти друзей, спутника(‑цу) жизни
4%
Поменять место жительства
4%
Другое
2%

*Количество наблюдений — 8 804 человек

«Чем осознаннее человек подходит к своей образовательной

траектории, тем больше у него перспектив.
Для успеха важна включённость всех участников
процесса: студента, вуза и бизнеса. Университет —
это фундамент, на который бизнес нанизывает
прикладные навыки и экспертизу, а задача
студента — взять то, что отвечает его потребностям
и интересам. И мы видим роль Яндекса ещё и в том,
чтобы помочь сориентироваться и выбрать

наиболее выигрышную стратегию».
«Чем осознаннее человек
подходит к своей образовательной траектории, тем больше у него перспектив. Для успеха важна включённость всех участников процесса: студента, вуза и бизнеса. Университет — это фундамент, на который бизнес нанизывает прикладные навыки и экспертизу, а задача студента — взять то, что отвечает его потребностям и интересам. И мы видим роль Яндекса ещё и в том, чтобы помочь сориентироваться и выбрать
наиболее выигрышную стратегию».
Дарья Козлова
директор по образованию
в Яндексе

Что определяет наш выбор

    Когда мы выбираем вуз, на нас влияют разные факторы:
  • мнение семьи, друзей, педагогов;
  • наши представления о качестве обучения, будущей карьере
    и собственных способностях к учёбе;
  • значение имеют финансовое и социальное положение семьи,
    наша самооценка и месторасположение вуза.

Каждый из этих факторов может как спугнуть, так и наоборот,
подтолкнуть к поступлению.

Как мы делаем выбор:

Интерес к профессии является важным для:

70 %
студентов
25 %
родителей

Что ограничивает возможности

Существуют большие различия в том,
как разные группы
выбирают обучение.
Однако на качество подготовки
и амбиции
абитуриента влияют
не только семья, но и школьное
окружение:
чем больше вокруг детей
из образованных семей, тем скорее

ученик решит поступать в вуз и с большей
вероятностью
достигнет своей цели.

«Пока есть социальное расслоение, будет существовать

и образовательное неравенство, в том числе,
связанное с выбором траектории обучения.
Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают
риски и издержки получения высшего образования.
Поэтому, даже при одинаковой успеваемости,
дети из менее обеспеченных и образованных

выбирают по-разному».
«Пока есть социальное расслоение,
будет существовать и образовательное неравенство, в том числе, связанное с выбором траектории обучения. Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают риски и издержки получения высшего образования. Поэтому, даже при одинаковой успеваемости, дети из менее обеспеченных и образованных
выбирают по-разному».
Евгений Терентьев
директор Института
Образования НИУ ВШЭ
Образовательная траектория выпускников средней школы:

Факторы, ограничивающие возможности:

Место проживания
    Абитуриенты из регионов и сельской местности чаще выбирают:
  • менее престижные местные вузы,
  • получают образование заочно,
  • выбирают СПО вместо высшего образования или вовсе не продолжают обучение.
Финансовый фактор

порядка

40 %

среднедушевых доходов семьи уходит на платное высшее образование.

Бедные и талантливые выбирают менее престижные университеты или менее экономически выгодный трек СПО даже при хороших академических достижениях.

Материальное положение

Более образованные и обеспеченные
семьи чаще видят необходимость в том,
чтобы их дети получили высшее образование.

А менее обеспеченные считают,

что это не так важно.
Доступ к информации
Выбор образования не всегда бывает осознанным. Абитуриенты больше доверяют мнению семьи и часто переоценивают или же наоборот недооценивают перспективы той или иной профессии.
Гендерный аспект
Хотя девочки учатся чуть лучше и в вузах их больше, чем мальчиков, из-за давления общественных представлений они чаще попадают в ловушку менее экономически выгодных направлений.
Подробно тему гендерного неравенства разбираем в разделе «Что влияет на различия в выборе?» исследования.

«Гендерные различия в выборе часто неверно объясняют

разной успеваемостью. Однако в большинстве стран,
где проходили исследования, девочки не уступают
мальчикам в научной грамотности, и в России средние
баллы ЕГЭ по математике у них отличаются незначительно.
Разница появляется прежде всего в социальных
конструктах. Различия в способностях — не в дневнике,

а в головах. И они совсем не безобидны».
«Гендерные различия в выборе часто
неверно объясняют разной успеваемостью. Однако в большинстве стран, где проходили исследования, девочки не уступают мальчикам в научной грамотности, и в России средние баллы ЕГЭ по математике у них отличаются незначительно. Разница появляется прежде всего в социальных конструктах. Различия в способностях — не в дневнике, а в головах.
И они совсем не безобидны».
Светлана Бочавер
руководитель продукта

Яндекс Образования

Что расширяет возможности

Человек, много знающий
про образование, становится
активным участником образовательного
процесса. Вузам и бизнесу стоит
в это вкладываться: нужно постоянно
рассказывать, какие перспективы есть
у тех, кто получает высшее образование,
какие существуют профессиональные
траектории, как можно учиться всю
свою жизнь.

Раннее принятие решения о поступлении в вуз

70% поступающих в вуз школьников принимают решение о получении диплома ещё до девятого класса, 18% — при переходе из основной в старшую школу, и 8% — в 10–11-м классах.

И чем раньше это происходит, тем больше у будущих студентов шансов сделать осознанный выбор и успешно окончить университет либо выбрать альтернативную траекторию обучения.

Информированный выбор

Каждый пятый российский студент оказывается разочарован выбором вуза, так как принимает решение неосознанно. Информированный выбор снижает риск отчисления, а абитуриент, понимающий собственные профессиональные перспективы, оказывается более успешным в учёбе и карьере.

Использовать все возможности

Почти 40% абитуриентов подают документы в 1‒2 университета, вместо того чтобы воспользоваться правом их подачи в пять вузов и иметь несколько опций для выбора.

Эксперименты показывают, что даже небольшая образовательная субсидия повышает шансы на продолжение обучения в вузе на 20%.

Читайте об этом в исследовании в разделе
«Как и когда делают выбор?»

Если не высшее образование, то что

У траектории высшего образования появляются
конкурентоспособные альтернативы.
Онлайн-обучение
В представлении большинства родителей онлайн-обучение пока не дотягивает до желаемого качества, однако, согласно исследованиям, его эффективность в некоторых случаях может не уступать традиционным форматам обучения в классе.
Корпоративные университеты
Корпоративные университеты предоставляют широкий набор образовательных программ, в том числе выступают поставщиками программ для традиционных университетов.
Нелинейные траектории
Образовательные траектории становятся всё более нелинейными. Так, комбинация «СПО + профессиональный опыт + вуз» может быть эффективнее, чем поэтапное наращивание образовательного уровня а потом выход на рынок труда.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование позволяет совмещать учёбу и работу и предлагает больше возможностей бюджетного обучения. При этом разница между вузовским образованием и СПО постепенно размывается: качественные колледжи предлагают востребованные направления, а конкурс может превышать вузовский.

Ошибки при выборе высшего образования

Больше половины опрошенных хотели бы что-то изменить
в своём выборе: поменять вуз или специальность, либо вообще
не продолжать обучение.

Мы опросили более 18 тысяч студентов и узнали, что они хотели
бы изменить в своём выборе, если бы поступали в вуз сегодня.

Исследования показывают:

При выборе высшего образования
крайне важна информированность.

Важно следить за тем, какие профессии появляются у нас на глазах, из каких навыков они состоят и сколько за это платят.

Учащиеся, лучше информированные о профессиональных перспективах и зарплатах, чаще выбирают высшее образование по сравнению с другими опциями и предпочитают более перспективные направления.

Mon Nov 11 2024 18:47:20 GMT+0300 (Moscow Standard Time)