Международное общество исследователей в области психологии математического образования (PME) и Яндекс
Психология и технологии в математическом образовании
Международная научно-образовательная конференция
18–21 марта 2019 года
Москва, Россия
О конференции
18–21 марта 2019 года ученые из 16 стран соберутся в Москве, чтобы ответить на вопрос «Как повысить качество математического образования, опираясь на результаты исследований?».
Организаторы конференции — компания «Яндекс» и Международное общество исследователей в области психологии математического образования (PME). Это общество объединяет учёных со всего мира и ежегодно проводит международные конференции в разных странах, привлекая к обсуждению вопросов математического образования региональных исследователей.
Это первая региональная конференция PME в России. Вместе с зарубежными коллегами свои исследования и разработки представят ученые из 15 регионов России. Мероприятие такого уровня, посвященное научным исследованиям в области математического образования, состоится в нашей стране впервые за последние 100 лет.
В течение четырех дней участники конференции услышат порядка 80 докладов. Как влияют достижения нейронауки на образование, почему в обучении так важен эмбодимент, зачем педагогу изучать эмоции и как использование математических интернет-мемов влияет на успеваемость — эти и многие другие темы получат научное обоснование на этой конференции.
Все заявки на участие отбирались по строго определённой процедуре — три рецензента реферировали каждый доклад анонимно.
Конференция пройдёт в московском офисе Яндекса. Послушать эти доклады будет интересно не только преподавателям, психологам, методистам, но и представителям системы управления образованием на всех уровнях. Основной язык конференции — английский.
Организаторы
Международное общество исследователей в области психологии математического образования (International Group for the Psychology of Mathematics Education, PME)
Независимая организация, объединяющая ученых со всего мира. Ежегодно она проводит международные конференции, на которых обсуждаются важнейшие проблемы и тенденции в исследовании математического образования. Общество было основано на Международном конгрессе математического образования (ICME-3) в Карлсруэ в 1976 году и стало официальной подгруппой Международной комиссии по математическому образованию (International Commission for Mathematical Instruction, ICMI).
Основная цель общества — продвигать и стимулировать международные связи, междисциплинарные исследования и обмен научной информацией в области математического образования, а также глубокое изучение психологических и иных аспектов преподавания математики и их влияния на образовательный процесс.
Общество ежегодно спонсирует проведение конференции в регионах, где ученые пока не принимают активного участия в его мероприятиях. Эта инициатива направлена на развитие региональной научной базы, которая помогает решать исследовательские задачи PME. Также общество побуждает местных ученых участвовать в следующих конференциях и помогает им подготавливать качественные доклады.
В прошлом году в Швеции, на ежегодном собрании, участники общества решили провести конференцию под эгидой PME и Яндекса в Москве. Эта конференция станет вторым региональным мероприятием общества.
Подробную информацию об PME можно узнать на сайте общества: www.igpme.org
Яндекс
Яндексу удалось собрать команду специалистов во многих областях науки — в математике, анализе данных, программировании, лингвистике и других дисциплинах. Кроме работы над сервисами и технологиями они активно занимаются образовательной деятельностью.
Яндекс не только привлекает ведущих методических и технологических экспертов в стране, но и проектирует новые решения в области цифровой педагогики. Цифровая образовательная платформа Яндекса позволяет предоставлять персонально-ориентированное обучение русскому языку и математике для учеников начальных классов. Эта платформа показала свою эффективность при тестировании качества обучения 4200 учеников в 73 школах в 15 российских регионах. Разработанные в Яндексе инструменты анализируют, как учится каждый ребенок, помогают учителю выявить факторы, влияющие на успех в учебе, и выбрать тактику, которая обеспечит высокий образовательный результат.
Почитать о Яндексе можно на сайте компании: www.yandex.com/company
Программа
Полную программу конференции можно скачать по ссылке.
Плейлист конференции.
Пленарные доклады
Доцент департамента психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация. Внештатный сотрудник факультета последипломного образования Йоркского университета, Торонто, Канада.
Мари Арсалиду защитила диссертацию (PhD) в Йоркском университете и завершила постдокторантуру в отделении ультразвуковой и лучевой диагностики и эндоскопии в детской больнице SickKids (Торонто). Сейчас Мари Арсалиду руководит лабораторией нейропсихологических исследований NeuropsyLab, организованной ВШЭ и Йоркским университетом. Научные работы Мари Арсалиду посвящены анализу связей мозговой активности с поведением человека на всем протяжении его развития. Особое внимание исследовательница уделяет математическому познанию и когнитивной одаренности.
Около двадцати лет назад была разработана нейрофункциональная модель, описывающая, какие отделы мозга отвечают за выполнение арифметических вычислений в уме. Основное внимание при этом сосредоточено на функциях теменной коры в задней части мозга (Dehaene & Cohen, 1997; Dehaene et al., 2003). Несмотря на то что эта модель основана на результатах изучения поведения пациентов с повреждениями мозга, она стала толчком для проведения фундаментальных исследований мозга здоровых людей методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Исследования математического познания, в ходе которых применяется фМРТ, как правило, подразделяются на две категории: те, в которых используются задания на работу с числами (стимулами являются числа или множества объектов, и пациентам предлагают оценить их величину), и те, в которых используются задания на вычисления (то есть формализованные математические операции: сложение, вычитание и умножение). В количественном метаанализе с применением оценки вероятности активации (Activation Likelihood Estimation, ALE) мы исследовали нейрофункциональную активность, которая возникает при выполнении заданий на работу с числами и при вычислениях у здоровых детей (Arsalidou et al., 2018) и взрослых (Arsalidou & Taylor, 2011). Полученные данные показывают, что при выполнении заданий на работу с числами и при вычислениях часто задействованы одни и те же отделы мозга. Однако примечательно, что в некоторых частях мозга эти виды заданий вызывали разную активацию, например, в отдельных участках префронтальной коры. Говоря конкретнее, при вычислениях некоторые зоны префронтальной коры активнее, чем при выполнении заданий оценку величины числа. На основе этого факта можно сделать вывод о том, что вычисления требуют больше когнитивных ресурсов, в том числе задействуют память и умственное внимание (Arsalidou et al., 2013). Более того, сложение, вычитание и умножение по-разному вовлекали в процесс решения области мозга в теменной префронтальной коре левого и правого полушарий. Аналогично взрослым, у детей при выполнении заданий на работу с числами и при вычислениях активировались различные участки мозга в тех же теменных и фронтальных частях (Arsalidou et al., 2018). Важно отметить и то, что в мозге ребенка при выполнении вычислений активно работает островковая доля. Ранее роль островковой доли в математическом познании не выделялась: эта зона была известна в первую очередь как участвующая в процессе эмоциональных реакций и мотивации (Duerden et al., 2013). В этом докладе будет рассказано о последних открытиях нейрофизиологии с точки зрения их потенциального практического применения для профессионального развития преподавателей и при обучении школьников и студентов. Также будет затронут вопрос о роли достижений когнитивной нейрофизиологии развития для построения образования, основанного на научных данных.
На английском языке: • «Технологические окружение внеклассной работы» (в книге «Математические задачи и соревнования в классе и за его пределами», New ICMI Study Series, 2009, Springer); • «Оценка сложности и трудности задач: тематическое исследование международного онлайн-конкурса «Бобёр», Международный журнал инженерного образования, 2016; • Подняков Сергей Николаевич, Валентина Дагене (Ред.) (2018). «Информатика в школах. Основы информатики и программной инженерии». ISSEP 2018, Труды: Springer.
В последнее время под ее редакцией выходили следующие сборники: Bikner-Ahsbahs, A., Knipping, C., & Presmeg, N. (Eds.) (2015). Approaches to qualitative research in mathematics education: Examples of methodology and methods Dordrecht: Springer. Presmeg, N., Radford, L., Roth, W.-M., & Kadunz, G. (Eds.) (2018). Signs of signification: Semiotics in mathematics education research). Dordrecht: Springer.
Дискуссии
Дата и время: 18 марта, 10:00 — 11:00
Дата и время: 20 марта, 16:30 — 18:00
Дата и время: 21 марта, 16:20 — 17:30
Длинные доклады участников
Время: 12:30 – 13:10
Джеффри Б. Сакс, Калифорнийский университет в Беркли, США
Джошуа Сассман
Зал: Экстрополис
Джулия Джованна Бини, Туринский университет, Италия
Орнелла Робутти, Туринский университет, Италия
Зал: Мулен Руж
Время: 15:20 – 16:00
Анастасия Лобанова, Школа № 2101, Россия
Елена Высоцкая, ФГБНУ Психологический институт РАО, Россия
Мария Янишевская, ФГБНУ Психологический институт РАО, Россия
Илья Рехтман
Зал: Экстрополис
Александр Поддьяков, Высшая школа экономики, Россия
Зал: Мулен Руж
Время: 16:30 – 17:10
Наталья Подходова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия
Виктория Снегурова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия
Зал: Экстрополис
Сергей Бычков, Московский педагогический государственный университет, Россия
Евгений Зайцев, Институт истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН, Россия
Зал: Мулен Руж
Время: 17:20 – 18:00
Юлия Кузьмина, Высшая школа экономики, Россия
Алина Иванова,
Диана Кайки
Зал: Экстрополис
Ильдар Сафуанов, Московский городской университет, Россия
Зал: Мулен Руж
Время: 10:50 – 11:30
Ирина Люблинская, Колледж Стейтен-Айленда, США
Светлана Тихомирова, Владимирский государственный университет, Россия
Зал: Экстрополис
Время: 14:00 – 14:40
Метте Сюзанн Андресен, Университет Бергена, Норвегия
Зал: Экстрополис
Юлия Тюменева, Высшая школа экономики, Россия
Галина Ларина, Высшая школа экономики, Россия
Екатерина Александрова,
Мелисса Девульф,
Мириам Бассок,
Кит Джеймс Холояк
Зал: Мулен Руж
Время: 11:50 – 12:30
Ка Хей Лей, Университет Манчестера, Великобритания
Мария Пампака
Зал: Экстрополис
Анна Шварц, Утрехтский университет
Дмитрий Чумаченко, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
Анна Дренева,
Анатолий Кричевец, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
Зал: Мулен Руж
Время: 12:40 – 13:20
Эмануила Гельфман, Томский государственный педагогический университет, Россия
Марина Холодная, Институт психологии Российской академии наук, Россия
Зал: Экстрополис
Маркку Ханнула, педагогический факультет, Университет Хельсинки, Финляндия
Миика Тойванен,
Энрике Гарсиа Морено-Эстева
Зал: Мулен Руж
Время: 15:10 – 15:50
Кевин Фиерро,
Мурат Чошанов,
Гульшат Шакирова, Казанский федеральный университет, Россия
Зал: Экстрополис
Анастасия Сиднева, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
Елена Высоцкая, ФГБНУ Психологический институт РАО, Россия
Зал: Мулен Руж
Короткие доклады участников (устные сообщения)
Время: 14:10 – 15:10
Обучение с помощью измерения для улучшения чувства числа у детей в детском саду
Соавторы:
Марина Васильева, доктор наук, Бостонский колледж, США
Элида Ласки,
Александра Веракса,
Дарья Бухаленкова
О содержании и методах преподавания математики в начальной школе для одаренных учащихся
Автор: Яков Абрамсон, учитель математики, школа “Интеллектуал”, Россия
Взгляд на решение уравнений: запись последовательных шагов или отношений
Соавторы:
Ангелика Бикнер-Асбас, доктор наук, профессор, Бременский университет, Германия
Томас Янссен,
Стефан Боллен,
Таня Дёринг,
Райнер Малака,
Анке Райншюссель
Представления будущих учителей о процессах обучения
Автор: Винг Фат Лау, профессор, Китайский университет Гонконга, Китай
Подготовка учителей математики к школьному дискурсу
Автор: Светлана Мугаллимова, PhD, Сургутский государственный педагогический университет, Россия
Отношение учителей к использованию исторического материала в обучении математике
Автор: Екарай Пандит, преподаватель, Рейнбоу Интернэшнл колледж, Непал
Время: 12:00 – 13:00
Исследование взаимосвязи когнитивного стиля «полевая независимость/зависимость» с успешным освоением математики
Спикеры:
Ольга Сильванович, PhD, ИТМО, Россия,
Ирина Сейферт
Качество дифференциации обучающихся математике с помощью технологий будущими учителями дошкольного образования
Спикеры:
Саманта Берген, аспирант, Колледж Стейтен-Айленда, США,
Ирина Люблинская, профессор, Колледж Стейтен-Айленда, США
Латентные смысловые структуры – обязательное условие инклюзивного обучения на уроках математики
Спикер: Майкл Мейер, профессор, Кёльнский университет, Германия; Симеон Шлихт
Время: 11:40 – 13:00
Способ подачи осевой симметрии будущим учителем начальной школы с помощью технологических инструментов
Автор: Шаяхан Хажа-Бекер, академический ассистент, Университет Саара, Германия
Исследование распознавания учащимися геометрических фигур в художественной студии
Соавторы:
Мехтап Озен-Кус, доктор наук, Ближневосточный технический университет, Турция,
Эрдинч Чакироглу
Опыт работы с будущими учителями
Соавторы:
Ана Барбоза, адъюнкт-профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия,
Изабель Вале, PhD, профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия
Компьютерные исследования в преподавании геометрии в университете
Автор: Алия Букушева, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Чернышевского, Россия
Развитие навыков символического представления чисел в дошкольном учреждении
Соавторы:
Александр Веракса,
Марина Васильева, доктор наук, Бостонский колледж, США,
Дарья Бухаленкова
Влияние мотивации на достижения студентов при изучении программы «Mathcad»
Соавторы:
Ирина Устинова, доцент, Томский политехнический университет, Россия,
Елена Лазарева, доцент, Томский государственный университет, Россия
Формирование социально-психологической адаптации студентов первого курса механико-математического факультета
Соавторы:
Анна Печеркина, старший преподаватель, Пермский государственный университет, Россия,
Светлана Жданова,
Андрей Кузнецов, декан механико-математического факультета, Пермский государственный университет, Россия
Вовлечённость в учебный процесс и математические успехи: данные по ученикам и учителям в России
Соавторы:
Мортеза Чархаби, постдокторант, Россия,
Алексей Котов, старший научный сотрудник, НИУ ВШЭ, Россия,
Анастасия Ляшенко, Мари Арсалиду, профессор, НИУ ВШЭ, Россия
Время: 10:40 – 11:40
Качественный анализ предметного содержания учителями математики младших классов средней школы: кросскультурное исследование
Соавторы:
Мурат Чошанов, профессор, Университет Техаса в Эль-Пасо, США,
Мария Круз Хиноны,
Лилиана Шакирова,
Елена Ибрагимова,
Кадрия Шакирова
Изучение восприятия будущих преподавателей математики начальной школы: на пути к интеграции
Соавторы:
Оезкан Ергене, научный сотрудник, Университет Сакарья, Турция,
Ахмет Шюкрю Оездемир
Корень из четырёх и подготовка учителей математики
Марго Кондратьева, профессор, Мемориальный университет Ньюфаундленда, Канада
Культурная транспозиция и исследование смешанных уроков
Соавторы:
Мария Меллоне, профессор, Неаполитанский университет, Италия,
Алессандро Рамплауд,
Мигель Ривейро,
Джемма Каротенуто
Обучение и усвоение отношений умножения: исследование-вмешательство в начальной школе
Соавторы:
Елена Полоцкая, профессор, Университет Квебека в Оттаве, Канада,
Анни Савард,
Оснат Феллус
Проблема отношения педагогической науки к практике преподавания
Автор: Алексей Боровских, доктор наук, МГУ им. Ломоносова, Россия
Время: 14:20 – 15:00
Отношение и порядок работы учителей средней школы с ошибками учащихся
Соавторы:
Марианна Алвидрез,
Мурат Чошанов, профессор, Университет Техаса в Эль-Пасо, США
Феноменологический подход к математическому опыту: к радикальному изменению отношения к ошибочным представлениям учащихся
Автор: Андонис Загорианакос, учитель математики, Афинский университет, Греция
Теоретическое обоснование структурной модели и формирования математического мышления
Соавторы:
Илья Каплунович, PhD, Новгородский филиал РАНХиГС, Россия
Светлана Каплунович
Развитие первоначальных математических понятий
Соавторы:
Нина Сальмина,
Елена Звонова, младший профессор, МПГУ, Россия,
Анна Цукарзи
Стендовые доклады
Зал: Экстрополис
Функциональное исследование субстратов и связей белого вещества, связанных с обработкой математических операций
Спикеры:
Ирина Матиулко,
Софья Куликова, PhD, старший научный сотрудник, НИУ ВШЭ, Россия,
Ксения Конопкина, магистрант, НИУ ВШЭ, Россия,
Мари Арсалиду, профессор, НИУ ВШЭ, Россия
Решение математических задач: поведенческие и нейровизуализационные исследования
Спикер: Ксения Конопкина, магистрант, НИУ ВШЭ, Россия,
Прогулки по галереям как стимулирование обсуждения при решении задач
Спикеры:
Изабель Вале, PhD, профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия,
Ана Барбоза, адъюнкт-профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия,
Изабель Кабрита, профессор, Авейрусский университет, Португалия
Визуальное поведение в естественной среде: влияние фотографии на фиксацию
взгляда студентов-математиков
Спикеры:
Антйе Мейер, младший профессор, Университетский колледж Волда, Норвегия,
Маркку С. Ханнула, профессор, Университет Хельсинки, Финляндия,
Миика Тоиванен
Дневник математического успеха
Спикер: Татьяна Кигель, дефектолог, специалист по обучению проблемных обучающихся, Учебный центр Бахажлаха, Израиль,
Рассказывание историй и ранние математические достижения
Спикер: Тейлор Кроуфорд, Нэнси Им-Болтер
Кризис математического мышления в 21 веке: миф или реальность
Спикеры:
Елена Голишникова, PhD, профессор, Мурманский арктический государственный университет, Россия,
Екатерина Никифорова
Математика и студенты: способ сочетаться
Спикеры:
Наталья Бурмистрова, доцент, Финансовый университет, Россия,
Вячеслав Филимонов
Направления и тенденции совершенствования математического образования
Спикеры:
Вера Устинова,
Ирина Устинова, профессор, Томский политехнический университет, Россия,
Сближение двух теорий: теория дидактических ситуаций и теория развивающего обучения
Спикеры:
Елена Полотская,
Елена Бублиль-Екимова
Утилитарный математический дискурс в социальных сетях
Спикер: Кумар Гандхари Мишра, независимый исследователь, Индия
Локальные интерпретации глобальных сравнений: анализ медиаконтента в турции
Спикер: Сейма Пекгоз, Педагогический колледж Колумбийского университета, США,
Ассоциации со словом «математика»: компонент эмоциональной ценности
Спикер: Оксана Павлова, младший профессор, КГУ им. Циалковского, Россия
Измерение самооценки среди учащихся средних классов: разработка и валидация вопросников
Спикеры:
Наташа Лебедева, аспирант, НИУ ВШЭ, Россия,
Ксения Вилкова, аспирант, стажер-исследователь, НИУ ВШЭ, Россия
Влияние генетического обучения на взгляды учителей дошкольного образования
на математику и на ее преподавание
Спикер: Ильдар Сафуанов, доктор наук, профессор, Московский городской университет, Россия
Влияние вербализации правил геометрии на их передачу в младших классах
Спикеры:
Юлия Судоргина, НИУ ВШЭ, Россия,
Алексей Котов, старший научный сотрудник, НИУ ВШЭ, Россия
Обучение понятию пропорциональности путем совместных действий
Спикеры:
Елена Высоцкая, PhD, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Россия,
Анастасия Лобанова, школа 2101, Россия,
Ия Рехтман,
Мария Янишевская, PhD, старший научный сотрудник, Психологический институт РАО, Россия
Что производная говорит о ее функции: геометрический и графический подходы
Спикеры:
Мария Дуллиус, доктор наук, Униватес, Бразилия,
Жизель Скремин
Взаимосвязь между практикой преподавания и математическими результатами в средней школе
на основе долгосрочного исследования timss-pisa
Спикер: Галина Ларина, Анастасия Капуза, НИУ ВШЭ, Россия
Формирование представления об изоморфизме графов в массовых соревнованиях с компьютерной поддержкой
Спикер: Атхит Майтараттанахон, ЛЭТИ, Россия
Влияние занятий инженерной математикой на навыки решения задач учащимися начальных классов
Спикеры:
Эрсен Яцычы, профессор, Университет Аднана Мендереса, Турция,
Дениц Фуртана
Лекция-спутник после завершения конференции
(Cultural Development of Mathematical Ideas: Papua New Guinea Studies)
Участникам конференции
Конференцию поддерживают
Место проведения
Адрес
Улица Льва Толстого, 16, зал «Экстрополис». Ближайшая станция метро — «Парк Культуры». На карте выше вы видите, как быстрее всего дойти от метро до Яндекса.
Приложения, которые помогут в городе
Мы советуем установить на смартфон приложения, с которыми будет проще ориентироваться в Москве.
Яндекс.Карты — покажут, как добраться до нужного места пешком или на общественном транспорте.
Яндекс.Метро — интерактивная схема, которая умеет подбирать оптимальный маршрут.
Яндекс.Такси — сервис онлайн-заказа такси. Поездку можно оплатить наличными или картой.