ЯндексЯндекс
О конференции
Организаторы
Программа
Место
Контакты
Регистрация
Яндекс
О конференции
Организаторы
Программа
Место
Контакты
Регистрация
EN
RU

Международное общество исследователей в области психологии математического образования (PME) и Яндекс

Психология и технологии в математическом образовании

Международная научно-образовательная конференция
18–21 марта 2019 года
Москва, Россия

Материалы конференции

О конференции

18–21 марта 2019 года ученые из 16 стран соберутся в Москве, чтобы ответить на вопрос «Как повысить качество математического образования, опираясь на результаты исследований?».

Организаторы конференции — компания «Яндекс» и Международное общество исследователей в области психологии математического образования (PME). Это общество объединяет учёных со всего мира и ежегодно проводит международные конференции в разных странах, привлекая к обсуждению вопросов математического образования региональных исследователей.

Это первая региональная конференция PME в России. Вместе с зарубежными коллегами свои исследования и разработки представят ученые из 15 регионов России. Мероприятие такого уровня, посвященное научным исследованиям в области математического образования, состоится в нашей стране впервые за последние 100 лет.

В течение четырех дней участники конференции услышат порядка 80 докладов. Как влияют достижения нейронауки на образование, почему в обучении так важен эмбодимент, зачем педагогу изучать эмоции и как использование математических интернет-мемов влияет на успеваемость — эти и многие другие темы получат научное обоснование на этой конференции.

Все заявки на участие отбирались по строго определённой процедуре — три рецензента реферировали каждый доклад анонимно.

Конференция пройдёт в московском офисе Яндекса. Послушать эти доклады будет интересно не только преподавателям, психологам, методистам, но и представителям системы управления образованием на всех уровнях. Основной язык конференции — английский.


Организаторы

Международное общество исследователей в области психологии математического образования (International Group for the Psychology of Mathematics Education, PME)

Независимая организация, объединяющая ученых со всего мира. Ежегодно она проводит международные конференции, на которых обсуждаются важнейшие проблемы и тенденции в исследовании математического образования. Общество было основано на Международном конгрессе математического образования (ICME-3) в Карлсруэ в 1976 году и стало официальной подгруппой Международной комиссии по математическому образованию (International Commission for Mathematical Instruction, ICMI).

Основная цель общества — продвигать и стимулировать международные связи, междисциплинарные исследования и обмен научной информацией в области математического образования, а также глубокое изучение психологических и иных аспектов преподавания математики и их влияния на образовательный процесс.
Общество ежегодно спонсирует проведение конференции в регионах, где ученые пока не принимают активного участия в его мероприятиях. Эта инициатива направлена на развитие региональной научной базы, которая помогает решать исследовательские задачи PME. Также общество побуждает местных ученых участвовать в следующих конференциях и помогает им подготавливать качественные доклады.

В прошлом году в Швеции, на ежегодном собрании, участники общества решили провести конференцию под эгидой PME и Яндекса в Москве. Эта конференция станет вторым региональным мероприятием общества.

Подробную информацию об PME можно узнать на сайте общества: www.igpme.org

Яндекс

Технологическая компания, которая помогает людям решать повседневные задачи в интернете и в реальной жизни. В основе сервисов Яндекса лежат сложные, уникальные, трудно воспроизводимые технологии. Именно они позволяют делать то, что еще некоторое время назад люди приняли бы за волшебство.

Яндексу удалось собрать команду специалистов во многих областях науки — в математике, анализе данных, программировании, лингвистике и других дисциплинах. Кроме работы над сервисами и технологиями они активно занимаются образовательной деятельностью.

Яндекс не только привлекает ведущих методических и технологических экспертов в стране, но и проектирует новые решения в области цифровой педагогики. Цифровая образовательная платформа Яндекса позволяет предоставлять персонально-ориентированное обучение русскому языку и математике для учеников начальных классов. Эта платформа показала свою эффективность при тестировании качества обучения 4200 учеников в 73 школах в 15 российских регионах. Разработанные в Яндексе инструменты анализируют, как учится каждый ребенок, помогают учителю выявить факторы, влияющие на успех в учебе, и выбрать тактику, которая обеспечит высокий образовательный результат.

Почитать о Яндексе можно на сайте компании: www.yandex.com/company

Программа

Обратите внимание, основной язык конференции — английский. 
Полную программу конференции можно скачать по ссылке.

Плейлист конференции.

Пленарные доклады

Дор Абрахамсон
Дор Абрахамсон
Высшая школа образования, Калифорнийский университет, Беркли, США
О спикере
arrow
Дор Абрахамсон защитил диссертацию (PhD) в области преподавания естественно-научных предметов (Learning Sciences) в Северо-Западном университете (Northwestern University) в США в 2004 году. Сейчас он занимается исследованием математического познания и обучения математике, метод его исследований основан на итеративном экспериментальном дизайне (design-based research, DBR). Дор Абрахамсон заведует лабораторией Embodied Design Research Laboratory на факультете образования Калифорнийского университета в Беркли. Абрахамсон использует подходы энактивизма и конструктивизма, а также социокультурные теории и теорию сложных динамических систем как основу для создания и оценки интерактивных обучающих материалов. В свою очередь, эмпирические данные о процессе обучения с помощью сконструированных материалов используются для дальнейшего развития теоретических моделей математического образования и совершенствования разработанного им подхода, а именно телесно-ориентированного дизайна. Один из последних проектов Дора Абрахамсона — разработка нового жанра заданий для обучения математике с помощью информационных технологий. Он создал систему тренировки математического воображения (Mathematics Imagery Trainer), которая позволяет изучить взаимосвязь между освоением новых движений и получением нового математического знания. Эта линия исследований также позволяет оценить актуальность науки о моторике человека для исследований в области математического образования. Дор Абрахамсон опубликовал множество статей в ведущих журналах своего направления и получил гранты от Фонда им. Л. Спенсера (Spencer Foundation) и Национального научного фонда США (National Science Foundation, NSF).
Новый мир: сенсомоторные истоки математического мышления — исследование в области образования (A New World: Educational Research on the Sensorimotor Roots of Mathematical Reasoning)
arrow
Недавние продвижения в теории и методах когнитивной науки позволяют исследователям образования эмпирически проверить давнее утверждение, что математические понятия усваиваются через сенсомоторную деятельность. Мой доклад представляет собой обзор результатов нескольких последних исследований методом итеративного экспериментального дизайна. Мы использовали технологии отслеживания движений глаз для определения момента, когда учащийся начинает по-новому видеть мир. Спонтанное формирование нового способа восприятия для ученика появляется как удобная координация и контроль моторного взаимодействия с интерактивной обучающей системой. Затем, будучи культурно опосредован, эта возникшая перцептивная схема развивается в новый способ рассуждений, который становится основной для математического понятия. Я подробнее остановлюсь на том, как результаты этих исследований могут повлиять на использование информационных технологий в образовании.
Мари Арсалиду
Мари Арсалиду
факультет социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия
О спикере
arrow

Доцент департамента психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация. Внештатный сотрудник факультета последипломного образования Йоркского университета, Торонто, Канада.

Мари Арсалиду защитила диссертацию (PhD) в Йоркском университете и завершила постдокторантуру в отделении ультразвуковой и лучевой диагностики и эндоскопии в детской больнице SickKids (Торонто). Сейчас Мари Арсалиду руководит лабораторией нейропсихологических исследований NeuropsyLab, организованной ВШЭ и Йоркским университетом. Научные работы Мари Арсалиду посвящены анализу связей мозговой активности с поведением человека на всем протяжении его развития. Особое внимание исследовательница уделяет математическому познанию и когнитивной одаренности.

Мозг и математика: выводы для образования (Brain and mathematics: Implications for education)
arrow
По данным Всемирного экономического форума, примерно 65 % сегодняшних первоклассников получат специальности, которых пока просто не существует (Chapter 1: The Future of Jobs and Skills, 2016). Наш мир стремительно меняется, и нельзя с уверенностью сказать, какие требования будут актуальны на рынке труда в будущем. Однако исследователи солидарны в том, что среди профессионалов будут более востребованы научные, технические, инженерные и математические специальности, так называемый STEM-сектор (Science, technology, engineering, mathematics) (Fayer et al., 2017). Без знаний в области математики нельзя получить такое образование или овладеть профессиями, которые становятся все более популярными. Математика традиционно была и остается одним из основных предметов школьной программы. Исследования показывают, что успехи в изучении математики частично зависят от возраста ребенка и его готовности слушать объяснения (Agostino et al., 2010). Одновременно с усвоением новых математических знаний происходит развитие основных когнитивных процессов и постепенно завершается формирование таких структур мозга, как префронтальная кора (Pascual-Leone et al., 2010). На этой пленарной лекции будут обсуждаться мозговые корреляты решения математических задач взрослыми и детьми. Также речь пойдет о потенциальном значении этих взаимосвязей для математического образования.
Около двадцати лет назад была разработана нейрофункциональная модель, описывающая, какие отделы мозга отвечают за выполнение арифметических вычислений в уме. Основное внимание при этом сосредоточено на функциях теменной коры в задней части мозга (Dehaene & Cohen, 1997; Dehaene et al., 2003). Несмотря на то что эта модель основана на результатах изучения поведения пациентов с повреждениями мозга, она стала толчком для проведения фундаментальных исследований мозга здоровых людей методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Исследования математического познания, в ходе которых применяется фМРТ, как правило, подразделяются на две категории: те, в которых используются задания на работу с числами (стимулами являются числа или множества объектов, и пациентам предлагают оценить их величину), и те, в которых используются задания на вычисления (то есть формализованные математические операции: сложение, вычитание и умножение). В количественном метаанализе с применением оценки вероятности активации (Activation Likelihood Estimation, ALE) мы исследовали нейрофункциональную активность, которая возникает при выполнении заданий на работу с числами и при вычислениях у здоровых детей (Arsalidou et al., 2018) и взрослых (Arsalidou & Taylor, 2011). Полученные данные показывают, что при выполнении заданий на работу с числами и при вычислениях часто задействованы одни и те же отделы мозга. Однако примечательно, что в некоторых частях мозга эти виды заданий вызывали разную активацию, например, в отдельных участках префронтальной коры. Говоря конкретнее, при вычислениях некоторые зоны префронтальной коры активнее, чем при выполнении заданий оценку величины числа. На основе этого факта можно сделать вывод о том, что вычисления требуют больше когнитивных ресурсов, в том числе задействуют память и умственное внимание (Arsalidou et al., 2013). Более того, сложение, вычитание и умножение по-разному вовлекали в процесс решения области мозга в теменной префронтальной коре левого и правого полушарий. Аналогично взрослым, у детей при выполнении заданий на работу с числами и при вычислениях активировались различные участки мозга в тех же теменных и фронтальных частях (Arsalidou et al., 2018). Важно отметить и то, что в мозге ребенка при выполнении вычислений активно работает островковая доля. Ранее роль островковой доли в математическом познании не выделялась: эта зона была известна в первую очередь как участвующая в процессе эмоциональных реакций и мотивации (Duerden et al., 2013). В этом докладе будет рассказано о последних открытиях нейрофизиологии с точки зрения их потенциального практического применения для профессионального развития преподавателей и при обучении школьников и студентов. Также будет затронут вопрос о роли достижений когнитивной нейрофизиологии развития для построения образования, основанного на научных данных.
Стив Лерман
Стив Лерман
Лондонский университет Южного берега Темзы, Лондон, Великобритания
О спикере
arrow
Профессор Стивен Лерман преподавал математику в школе, а затем защитил диссертацию (PhD) и занялся исследованиями в области математического образования а так же стал преподавать учителям. Он начал работать в Лондонском университете Южного берега Темзы (London South Bank University) в 1987 году и в 1998 г. получил собственную кафедру. С марта 1994 по декабрь 1996 года он занимал должность председателя Британского общества исследователей математического образования (British Society for Research into Learning Mathematics, BSRLM), а с июля 1995 по июль 1998 г. был президентом Международного общества по психологии математического образования. Его исследования в основном посвящены социокультурным и социологическим теориям математического образования. Среди его многочисленных исследовательских грантов, руководство проектом ESRC The Production and Use of Theories of Teaching and Learning Mathematics (Разработка и использование теорий математического образования) с 2001 по 2003 гг и со-руководство проектом Big Ideas in the Teaching and Learning of Mathematics (Революционные идеи в математическом образовании), спонсировавшимся Европейским фондом с 2009 по 2011 г. В 2010 г. Стивен Лерман получил награду имени Свенда Педерсона от Стокгольмского университета. Под редакцией д-ра Лермана издается энциклопедиия математического образования, первое издание которой вышло в 2014 году, а второе планируется в 2019. С выходом на пенсию в 2012 году ему было присвоено звание почетного профессора математического образования в Лондонском университете Южного берега Темзы. Так же в настоящее время он является приглашенным профессором в Витватерсрандском университете (University of the Witwatersrand) в Йоханнесбурге (ЮАР).
Исследуя Выготского и математическое образование вместе с Выготским (Researching Vygotsky, and researching with Vygotsky in mathematics education)
arrow
Подход Л. С. Выготского к развитию ребенка оказал — и продолжает оказывать — огромное влияние на преподавание и обучение, а также на исследования в области образования. В этом докладе я продемонстрирую значимость некоторых идей Выготского для математического образования и остановлюсь на некорректных трактовках, получивших распространение в исследовательском сообществе. Выготский умер молодым, ему было всего 37 лет. По тому, как он развивал и менял свои идеи по мере ухудшения состояния, видно, как много он не успел сказать и как ему не хватало времени, чтобы полноценно развить свою теорию. Поэтому мы продолжаем изучать его идеи, а также работаем над применением его открытий в наших исследованиях преподавания и обучения. Опираясь на мысли Выготского, я предложу дальнейшие перспективные направления в изучении математического образования.
Сергей Поздняков
Сергей Поздняков
Санкт-Петербургский Государственный электротехнический университет, Санкт-Петербург, Россия
О спикере
arrow
Сергей Николаевич Поздняков — профессор кафедры алгоритмической математики Санкт-Петербургского электротехнического университета «ЛЭТИ». Его исследовательские интересы включают продуктивное мышление и продуктивное обучение математике и теоретической информатике, а также их компьютерную поддержку. С.Н. Поздняков - главный редактор журнала «Компьютерные инструменты в образовании» (издается с 1998 года по настоящее время, входит в перечень ВАК). Член правления серии «Математическое образование в эпоху цифровых технологий», Springer. Последние/основные публикации с его участием: на русском языке: редактор и соавтор монографий • «Информационная среда обучения» (1995 год); • «Генерация математических задач и верификация их решений в автоматизированных системах поддержки обучения» (2012); • «Интеллектуальный анализ данных и управление когнитивными процессами» (2015 г.).

На английском языке: • «Технологические окружение внеклассной работы» (в книге «Математические задачи и соревнования в классе и за его пределами», New ICMI Study Series, 2009, Springer); • «Оценка сложности и трудности задач: тематическое исследование международного онлайн-конкурса «Бобёр», Международный журнал инженерного образования, 2016; • Подняков Сергей Николаевич, Валентина Дагене (Ред.) (2018). «Информатика в школах. Основы информатики и программной инженерии». ISSEP 2018, Труды: Springer.

Компьютер в продуктивном обучении математике
arrow
Основные идеи продуктивного обучения математике появились гораздо раньше появления компьютера. В работах Вертгеймера, Адамара, Пойа и др. сформулированы основные принципы продуктивного подхода к обучению математике. В то же время практика обучения математики мало использовала эти результаты из-за противоречия этих принципов текущему состоянию технологий обучения. Появление компьютера открыло возможности для технологической поддержки методик продуктивного обучения, которые до этого были неэффективны технологически. В работах Паперта показаны возможности использования компьютера как инструмента развития обучаемого, идущие от идей Выготского о роли инструмента в развитии ребенка. Однако переход к новой организации обучения требует большого промежутка времени, в течение которого на основе новых технологических возможностей будет сформирована новая образовательная культура и появится новое поколение учителей, воспринимающих эту культуру как свою. В докладе будет представлен анализ возможностей, как реализованных, так и нереализованных, использования компьютера для поддержки продуктивного обучения.
Норма Пресмег
Норма Пресмег
математический факультет Университета штата Иллинойс, Нормал, США
О спикере
arrow
Норма Пресмег — почетный профессор математического факультета Университета штата Иллинойс (Illinois State University). Много лет ее научные интересы вращались вокруг исследования творческого процесса. Начало этому положила диссертация о творческом мышлении Альберта Эйнштейна, которая определила ее дальнейший интерес к исследованию визуализации в математическом образовании. В дальнейшем эта линия работ привела к таким темам, как решение и постановка математических задач, роль метафор в математическом образовании, а также важность аффективных факторов. Параллельно д-р Пресмег изучала роль культуры в обучении математике и ее преподавании и, как следствие, заинтересовалась этноматематикой. Все эти направления разрабатывались под влиянием теоретического интереса к семиотике, который сохраняется и по сей день. Еще в 1980 году д-р Пресмег вошла в Международное общество исследователей в области психологии математического образования, так же она даже была членом Международного организационного и программного комитета конференций по Психологии математического образования. С января 2009 года по декабрь 2013 года д-р Пресмег занимала должность главного редактора журнала Educational Studies in Mathematics, а в настоящее время является редактором английского для журнала ZDM—Mathematics Education.

В последнее время под ее редакцией выходили следующие сборники: Bikner-Ahsbahs, A., Knipping, C., & Presmeg, N. (Eds.) (2015). Approaches to qualitative research in mathematics education: Examples of methodology and methods Dordrecht: Springer. Presmeg, N., Radford, L., Roth, W.-M., & Kadunz, G. (Eds.) (2018). Signs of signification: Semiotics in mathematics education research). Dordrecht: Springer.

Эволюция исследований в сфере математического образования: место России в международном научном процессе (The Evolution of Mathematics Education Research: Russia’s Place in this Global Movement)
arrow
Вначале я опишу различия между исследованиями в области чистой математики и исследованиями математического образования, затем подробнее расскажу об основании в 1976 году и дальнейшем развитии Международного общества исследователей в области психологии математического образования (Psychology of Mathematics Education, PME). В частности, в ходе этого развития менялись представления о теоретических парадигмах и легитимных методах исследований. Изначально только строгий статистический анализ признавался научным, но в течение нескольких десятилетий качественные исследования постепенно набирали вес. В результате сформировалось современное представление о том, что методологии количественных и качественных исследований имеют различные цели и уместны в разных ситуациях. В итоге, все чаще используются подходы, привлекающие различные виды смешанной методологии (Mixed Methods). Советский психолог В. А. Крутецкий опередил свое время, осознав потенциальную глубину качественных исследований на основе клинических интервью со способными учениками. Это позволило собрать и классифицировать индивидуальные особенности одаренных учеников и их уникальные подходы в различным типам математических задач. Я подчеркну значение книги Крутецкого, которая была впервые издана в России в 1968 г. и переведена на английский в 1976 г. Именно она стала теоретической основой моих собственных ранних исследований роли визуального мышления в преподавании и освоении математики, которые начались в 1982 году и продолжались несколько десятилетий.

Дискуссии

Тема: Научные исследования в сфере образования как фактор развития цифровой экономики и экономики знаний
Дата и время: 18 марта, 10:00 — 11:00
Наталья Чеботарь
Наталья Чеботарь
директор по стратегии, Яндекс.Учебник
Маркку Ханнула
Маркку Ханнула
профессор, Университет Хельсинки, Финляндия
Исак Фрумин
Исак Фрумин
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
Игорь Реморенко
Игорь Реморенко
ректор Московского городского педагогического университета
Юрий Зинченко
Юрий Зинченко
президент Российской академии образования
Иван Ященко
Иван Ященко
директор ГАОУ «Центр педагогического мастерства города Москвы»
Дискуссанты 18 марта
Людмила Петерсон
Людмила Петерсон
доктор педагогических наук, профессор, автор дидактической системы деятельностного метода, автор непрерывного курса математики «Учусь учиться» для дошкольников и 1–9 классов школы, автор надпредметного курса «Мир деятельности»
Аркадий Марголис
Аркадий Марголис
кандидат психологических наук, профессор, временно исполняющий обязанности ректора, первый проректор Московского государственного психолого-педагогической университета
Тема: Как технологии меняют преподавание и освоение математики
Дата и время: 20 марта, 16:30 — 18:00
Алексей Семёнов
Алексей Семёнов
академик РАН, профессор, доктор физико-математических наук, Россия
Ангелика Бикнер-Асбас
Ангелика Бикнер-Асбас
доктор наук, профессор, Бременский университет, Германия
Роза Лейкин
Роза Лейкин
профессор, заведующая кафедрой, Хайфский университет, Израиль
Владимир Дубровский
Владимир Дубровский
кандидат физ-мат наук, школа СУНЦ
Тема: Психология и технологии в математическом образовании: сотрудничество российского и международного сообществ
Дата и время: 21 марта, 16:20 — 17:30
Норма Пресмег
Норма Пресмег
математический факультет Университета штата Иллинойс, Нормал, США
Маркку Ханнула
Маркку Ханнула
профессор, Университет Хельсинки, Финляндия
Мари Арсалиду
Мари Арсалиду
факультет социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Длинные доклады участников

Дата: 18 марта
Время: 12:30 – 13:10
Обучение математике детей с разным уровнем понимания языка на уроке
arrow
Соавторы: 
Джеффри Б. Сакс, Калифорнийский университет в Беркли, США
Джошуа Сассман

Зал: Экстрополис
Как соцсети определяют наше мышление: исследование дидактического использования математических интернет-мемов
arrow
Соавторы:
Джулия Джованна Бини, Туринский университет, Италия
Орнелла Робутти, Туринский университет, Италия

Зал: Мулен Руж
Дата: 18 марта
Время: 15:20 – 16:00
Cоизмерение как основа учебной программы по арифметике: предварительная траектория обучения
arrow
Соавторы: 
Анастасия Лобанова, Школа № 2101, Россия 
Елена Высоцкая, ФГБНУ Психологический институт РАО, Россия
Мария Янишевская, ФГБНУ Психологический институт РАО, Россия
Илья Рехтман

Зал: Экстрополис
Изучение нетранзитивности: от нетранзитивных геометрических объектов к «ризоматической» нетранзитивности
arrow
Автор:
Александр Поддьяков, Высшая школа экономики, Россия

Зал: Мулен Руж
Дата: 18 марта
Время: 16:30 – 17:10
Исследование профессиональных компетенций учителей математики
arrow
Соавторы:
Наталья Подходова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия
Виктория Снегурова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия

Зал: Экстрополис
Мышление с помощью объектов на уроках геометрии
arrow
Соавторы:
Сергей Бычков, Московский педагогический государственный университет, Россия
Евгений Зайцев, Институт истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН, Россия

Зал: Мулен Руж
Дата: 18 марта
Время: 17:20 – 18:00
Социально-экономический статус как фактор влияния фонологических способностей на математическую успеваемость в начальной школе
arrow
Соавторы:
Юлия Кузьмина, Высшая школа экономики, Россия
Алина Иванова, 
Диана Кайки

Зал: Экстрополис
Концентрированное обучение и его применение в построении программы университетского курса математики
arrow
Автор:
Ильдар Сафуанов, Московский городской университет, Россия  

Зал: Мулен Руж
Дата: 20 марта
Время: 10:50 – 11:30
Подготовка учителей начальных классов к обучению геометрии с помощью сервиса GeoGebra: сравнение результатов русских и американских участников исследования
arrow
Соавторы:
Ирина Люблинская, Колледж Стейтен-Айленда, США
Светлана Тихомирова, Владимирский государственный университет, Россия

Зал: Экстрополис
Дата: 20 марта
Время: 14:00 – 14:40
Роль инструментов при обучении моделированию систем дифференциальных уравнений
arrow
Автор:
Метте Сюзанн Андресен, Университет Бергена, Норвегия

Зал: Экстрополис
Семантическое соответствие между языковым употреблением целых чисел и рациональных чисел: сведения из России
arrow
Соавторы:
Юлия Тюменева, Высшая школа экономики, Россия
Галина Ларина, Высшая школа экономики, Россия
Екатерина Александрова, 
Мелисса Девульф, 
Мириам Бассок, 
Кит Джеймс Холояк

Зал: Мулен Руж
Дата: 21 марта
Время: 11:50 – 12:30
Математическая уверенность школьников Великобритании: поддержка родителей и восприятие учительских практик
arrow
Соавторы:
Ка Хей Лей, Университет Манчестера, Великобритания
Мария Пампака

Зал: Экстрополис
От прототипического феномена к динамической функциональной системе: данные движений глаз по распознаванию специальных четырехугольников
arrow
Соавторы: 
Анна Шварц, Утрехтский университет
Дмитрий Чумаченко, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
Анна Дренева, 
Анатолий Кричевец, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия

Зал: Мулен Руж
Дата: 21 марта
Время: 12:40 – 13:20
Какую роль играют учебные тексты в интеллектуальном развитии школьников на уроках математики
arrow
Соавторы: 
Эмануила Гельфман, Томский государственный педагогический университет, Россия
Марина Холодная, Институт психологии Российской академии наук, Россия

Зал: Экстрополис
Движения глаз при решении задач на уроках геометрии: с компьютером и без него
arrow
Соавторы: 
Маркку Ханнула, педагогический факультет, Университет Хельсинки, Финляндия
Миика Тойванен, 
Энрике Гарсиа Морено-Эстева

Зал: Мулен Руж
Дата: 21 марта
Время: 15:10 – 15:50
Исследование «незнания» в процессе решения задач
arrow
Соавторы:
Кевин Фиерро, 
Мурат Чошанов, 
Гульшат Шакирова, Казанский федеральный университет, Россия

Зал: Экстрополис
Ориентировка на заданное знание: теоретические основания и перспективы исследования
arrow
Соавторы:
Анастасия Сиднева, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
Елена Высоцкая, ФГБНУ Психологический институт РАО, Россия

Зал: Мулен Руж

Короткие доклады участников (устные сообщения)

Дата: 18 марта
Время: 14:10 – 15:10 
Блок 1.1. Методы обучения и препятствия понимания
arrow
Зал: Экстрополис

Обучение с помощью измерения для улучшения чувства числа у детей в детском саду
Соавторы: 
Марина Васильева, доктор наук, Бостонский колледж, США
Элида Ласки, 
Александра Веракса, 
Дарья Бухаленкова 

О содержании и методах преподавания математики в начальной школе для одаренных учащихся
Автор: Яков Абрамсон, учитель математики, школа “Интеллектуал”, Россия

Взгляд на решение уравнений: запись последовательных шагов или отношений 
Соавторы:
Ангелика Бикнер-Асбас, доктор наук, профессор, Бременский университет, Германия
Томас Янссен, 
Стефан Боллен, 
Таня Дёринг, 
Райнер Малака, 
Анке Райншюссель
Блок 1.2. Понятия и представления учителей
arrow
Зал: Мулен Руж

Представления будущих учителей о процессах обучения
Автор: Винг Фат Лау, профессор, Китайский университет Гонконга, Китай

Подготовка учителей математики к школьному дискурсу 
Автор: Светлана Мугаллимова, PhD, Сургутский государственный педагогический университет, Россия

Отношение учителей к использованию исторического материала в обучении математике 
Автор: Екарай Пандит, преподаватель, Рейнбоу Интернэшнл колледж, Непал
Дата: 19 марта
Время: 12:00 – 13:00
Блок 2. Индивидуализация математического образования
arrow
Зал: Экстрополис

Исследование взаимосвязи когнитивного стиля «полевая независимость/зависимость» с успешным освоением математики
Спикеры: 
Ольга Сильванович, PhD, ИТМО, Россия,
Ирина Сейферт

Качество дифференциации обучающихся математике с помощью технологий будущими учителями дошкольного образования
Спикеры:
Саманта Берген, аспирант, Колледж Стейтен-Айленда, США,
Ирина Люблинская, профессор, Колледж Стейтен-Айленда, США

Латентные смысловые структуры – обязательное условие инклюзивного обучения на уроках математики
Спикер: Майкл Мейер, профессор, Кёльнский университет, Германия; Симеон Шлихт
Дата: 20 марта
Время: 11:40 – 13:00
Блок 3.1. Технологии в преподавании и изучении геометрии
arrow
Зал: Экстрополис 

Способ подачи осевой симметрии будущим учителем начальной школы с помощью технологических инструментов 
Автор: Шаяхан Хажа-Бекер, академический ассистент, Университет Саара, Германия

Исследование распознавания учащимися геометрических фигур в художественной студии
Соавторы:
Мехтап Озен-Кус, доктор наук, Ближневосточный технический университет, Турция,
Эрдинч Чакироглу

Опыт работы с будущими учителями
Соавторы:
Ана Барбоза, адъюнкт-профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия,
Изабель Вале, PhD, профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия

Компьютерные исследования в преподавании геометрии в университете
Автор: Алия Букушева, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Чернышевского, Россия
Блок 3.2. Психологические факторы математических достижений
arrow
Зал: Мулен Руж

Развитие навыков символического представления чисел в дошкольном учреждении
Соавторы:
Александр Веракса,
Марина Васильева, доктор наук, Бостонский колледж, США,
Дарья Бухаленкова

Влияние мотивации на достижения студентов при изучении программы «Mathcad» 
Соавторы:
Ирина Устинова, доцент, Томский политехнический университет, Россия,
Елена Лазарева, доцент, Томский государственный университет, Россия

Формирование социально-психологической адаптации студентов первого курса механико-математического факультета 
Соавторы:
Анна Печеркина, старший преподаватель, Пермский государственный университет, Россия,
Светлана Жданова, 
Андрей Кузнецов, декан механико-математического факультета, Пермский государственный университет, Россия 

Вовлечённость в учебный процесс и математические успехи: данные по ученикам и учителям в России
Соавторы:
Мортеза Чархаби, постдокторант, Россия,
Алексей Котов, старший научный сотрудник, НИУ ВШЭ, Россия,
Анастасия Ляшенко, Мари Арсалиду, профессор, НИУ ВШЭ, Россия
Дата: 21 марта
Время: 10:40 – 11:40
Блок 4.1. Знание учителями предметного содержания и подготовка будущих учителей
arrow
Зал: Экстрополис

Качественный анализ предметного содержания учителями математики младших классов средней школы: кросскультурное исследование
Соавторы:
Мурат Чошанов, профессор, Университет Техаса в Эль-Пасо, США,
Мария Круз Хиноны,
Лилиана Шакирова,
Елена Ибрагимова,
Кадрия Шакирова

Изучение восприятия будущих преподавателей математики начальной школы: на пути к интеграции
Соавторы:
Оезкан Ергене, научный сотрудник, Университет Сакарья, Турция,
Ахмет Шюкрю Оездемир

Корень из четырёх и подготовка учителей математики
Марго Кондратьева, профессор, Мемориальный университет Ньюфаундленда, Канада
Блок 4.2. Преодоление разрыва между исследованием и практикой
arrow
Зал: Мулен Руж

Культурная транспозиция и исследование смешанных уроков 
Соавторы:
Мария Меллоне, профессор, Неаполитанский университет, Италия,
Алессандро Рамплауд,
Мигель Ривейро,
Джемма Каротенуто

Обучение и усвоение отношений умножения: исследование-вмешательство в начальной школе 
Соавторы:
Елена Полоцкая, профессор, Университет Квебека в Оттаве, Канада, 
Анни Савард, 
Оснат Феллус

Проблема отношения педагогической науки к практике преподавания
Автор: Алексей Боровских, доктор наук, МГУ им. Ломоносова, Россия
Дата: 21 марта
Время: 14:20 – 15:00
Блок 5.1. Отношение учителей к ошибочным представлениям учащихся
arrow
Зал: Экстрополис

Отношение и порядок работы учителей средней школы с ошибками учащихся
Соавторы:
Марианна Алвидрез,
Мурат Чошанов, профессор, Университет Техаса в Эль-Пасо, США

Феноменологический подход к математическому опыту: к радикальному изменению отношения к ошибочным представлениям учащихся
Автор: Андонис Загорианакос, учитель математики, Афинский университет, Греция
Блок 5.2. Теоретические подходы к математическому мышлению и пониманию
arrow
Зал: Мулен Руж

Теоретическое обоснование структурной модели и формирования математического мышления
Соавторы: 
Илья Каплунович, PhD, Новгородский филиал РАНХиГС, Россия
Светлана Каплунович

Развитие первоначальных математических понятий
Соавторы:
Нина Сальмина,
Елена Звонова, младший профессор, МПГУ, Россия,
Анна Цукарзи

Стендовые доклады

Дата и время: 19 марта, 10:20 – 12:00 
Зал: Экстрополис
Темы и спикеры
arrow

Функциональное исследование субстратов и связей белого вещества, связанных с обработкой математических операций
Спикеры:
Ирина Матиулко,
Софья Куликова, PhD, старший научный сотрудник, НИУ ВШЭ, Россия,
Ксения Конопкина, магистрант, НИУ ВШЭ, Россия,
Мари Арсалиду, профессор, НИУ ВШЭ, Россия

Решение математических задач: поведенческие и нейровизуализационные исследования
Спикер: Ксения Конопкина, магистрант, НИУ ВШЭ, Россия,

Прогулки по галереям как стимулирование обсуждения при решении задач
Спикеры:
Изабель Вале, PhD, профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия,
Ана Барбоза, адъюнкт-профессор, Политехнический институт Виана-ду-Каштелу, Португалия,
Изабель Кабрита, профессор, Авейрусский университет, Португалия

Визуальное поведение в естественной среде: влияние фотографии на фиксацию
взгляда студентов-математиков

Спикеры:
Антйе Мейер, младший профессор, Университетский колледж Волда, Норвегия,
Маркку С. Ханнула, профессор, Университет Хельсинки, Финляндия,
Миика Тоиванен

Дневник математического успеха
Спикер: Татьяна Кигель, дефектолог, специалист по обучению проблемных обучающихся, Учебный центр Бахажлаха, Израиль,

Рассказывание историй и ранние математические достижения
Спикер: Тейлор Кроуфорд, Нэнси Им-Болтер

Кризис математического мышления в 21 веке: миф или реальность
Спикеры:
Елена Голишникова, PhD, профессор, Мурманский арктический государственный университет, Россия,
Екатерина Никифорова

Математика и студенты: способ сочетаться
Спикеры:
Наталья Бурмистрова, доцент, Финансовый университет, Россия,
Вячеслав Филимонов

Направления и тенденции совершенствования математического образования
Спикеры:
Вера Устинова,
Ирина Устинова, профессор, Томский политехнический университет, Россия,

Сближение двух теорий: теория дидактических ситуаций и теория развивающего обучения
Спикеры: 
Елена Полотская,
Елена Бублиль-Екимова

Утилитарный математический дискурс в социальных сетях
Спикер: Кумар Гандхари Мишра, независимый исследователь, Индия

Локальные интерпретации глобальных сравнений: анализ медиаконтента в турции
Спикер: Сейма Пекгоз, Педагогический колледж Колумбийского университета, США,

Ассоциации со словом «математика»: компонент эмоциональной ценности
Спикер: Оксана Павлова, младший профессор, КГУ им. Циалковского, Россия

Измерение самооценки среди учащихся средних классов: разработка и валидация вопросников
Спикеры:
Наташа Лебедева, аспирант, НИУ ВШЭ, Россия,
Ксения Вилкова, аспирант, стажер-исследователь, НИУ ВШЭ, Россия

Влияние генетического обучения на взгляды учителей дошкольного образования
на математику и на ее преподавание

Спикер: Ильдар Сафуанов, доктор наук, профессор, Московский городской университет, Россия

Влияние вербализации правил геометрии на их передачу в младших классах
Спикеры:
Юлия Судоргина, НИУ ВШЭ, Россия,
Алексей Котов, старший научный сотрудник, НИУ ВШЭ, Россия

Обучение понятию пропорциональности путем совместных действий
Спикеры:
Елена Высоцкая, PhD, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Россия,
Анастасия Лобанова, школа 2101, Россия,
Ия Рехтман,
Мария Янишевская, PhD, старший научный сотрудник, Психологический институт РАО, Россия

Что производная говорит о ее функции: геометрический и графический подходы
Спикеры:
Мария Дуллиус, доктор наук, Униватес, Бразилия,
Жизель Скремин 

Взаимосвязь между практикой преподавания и математическими результатами в средней школе
на основе долгосрочного исследования timss-pisa

Спикер: Галина Ларина, Анастасия Капуза, НИУ ВШЭ, Россия

Формирование представления об изоморфизме графов в массовых соревнованиях с компьютерной поддержкой
Спикер: Атхит Майтараттанахон, ЛЭТИ, Россия

Влияние занятий инженерной математикой на навыки решения задач учащимися начальных классов 
Спикеры: 
Эрсен Яцычы, профессор, Университет Аднана Мендереса, Турция,
Дениц Фуртана

Лекция-спутник после завершения конференции

Джеффри Сакс
Джеффри Сакс
Джеффри Сакс (Geoffrey Saxe), наш приглашенный лектор, выступит 22 марта в 16:30. Место проведения лекции: Высшая Школа Экономики, Армянский переулок, д. 4, стр. 2, аудитория 205. Чтобы посетить лекцию, зарегистрируйтесь, пройдя по ссылке.
О спикере
arrow
Профессор Джеффри Сэкс — профессор Калифорнийского университета, Беркли. Его исследования связаны с вопросами развития и обучения в разных условиях: в начальных и средних школах США, в отдаленных уголках Папуа — Новой Гвинеи, в городах и сельской местности на северо-востоке Бразилии; а так же с вопросами семейных практик, направленных на развитие числовых способностей у детей 2ого-3его года в нью-йоркских семьях. Ученый получил гранты Национального научного фонда (National Science Foundation), Фонда Спенсера (Spencer Foundation) и Института педагогических наук при министерстве образования США (Institute of Education Sciences). Джеффри Сэкс работал как приглашенный эксперт в Центре перспективных исследований в области поведенческих наук (Center for Advanced Study in the Behavioral Sciences) Стэнфордского университета, в Центре Белладжо при Фонде Рокфеллера (Rockefeller’s Bellagio Center) в Италии. В списке научных трудов Джеффри Сэкса монография «Роль социального взаимодействия в раннем развитии математических способностей» (Social Processes in Early Number Development), написанная совместно со Стивеном Губерманом (Steven Guberman) и Мэрил Гирхарт (Maryl Gearhart) в 1987 г., а также книги «Культурное и когнитивное развитие: исследования математического понимания» (Culture and Cognitive Development: Studies in Mathematical Understanding), 1991 г., и «Культурное развитие и формирование математических представлений: исследования в Папуа — Новой Гвинее» (Development of Mathematical Ideas: Papua New Guinea studies), 2012 г. Последняя удостоилась престижных наград Американской психологической ассоциации (American Psychological Association) в 2015 г., Американской антропологической ассоциации (American Anthropological Association) в 2014 г. и Общества когнитивного развития (Cognitive Development Society) в 2013 г. Кроме того, в 2010 г. ученый получил личную благодарность президента Американской ассоциации исследователей в области образования (American Educational Research Association) за заслуги в изучении связей между культурным и когнитивным развитием. В разное время Джеффри Сэкс занимал должности главного редактора журнала Human Development и президента Общества исследователей в области познания и развития им. Жана Пиаже (Jean Piaget Society for the Study of Knowledge and Development), а в 2005 г. он был избран членом Национальной академии образования США (United States National Academy of Education).
Культурное развитие математических представлений: исследования в Папуа — Новой Гвинее 
(Cultural Development of Mathematical Ideas: Papua New Guinea Studies)
arrow
В психологических исследованиях когнитивного развития часто не учитывается тесная взаимосвязь между познавательной деятельностью индивида и особенностями формирования культуры общества, в котором он живет. В своей лекции я расскажу об эвристическом исследовании, в котором уделено особое внимание такой взаимосвязи. В его основу легли наблюдения за жизнью оксапминов, жителей отдаленного горного района Папуа — Новой Гвинеи. Они принадлежат к группе народов «Mаунтин Oк» и используют части тела для счета. Традиционная система счисления оксапминов — 27-ричная. Но за 35 лет исследований, которые можно разделить на 4 периода, я заметил, что сама система и области ее применения меняются соразмерно переменам в повседневной жизни и обычаях этого народа. На примере оксапминов я покажу, как эвристическая модель исследования помогает анализировать динамические связи между культурным и когнитивным развитием.

Участникам конференции

Информация для участников конференции, выступающих с докладами, доступна по ссылке.

Конференцию поддерживают

Российский федеральный институт развития образования
Национальный институт качества образования
Российское психологическое общество
Институт математики и информатики МПГУ
Институт образования НИУ ВШЭ
Психологический институт РАО
Институт Фройденталя, Утрехтский университет
Международная комиссия по математическому образованию

Место проведения


Адрес
Улица Льва Толстого, 16, зал «Экстрополис». Ближайшая станция метро — «Парк Культуры». На карте выше вы видите, как быстрее всего дойти от метро до Яндекса.

Приложения, которые помогут в городе
Мы советуем установить на смартфон приложения, с которыми будет проще ориентироваться в Москве.
Яндекс.Карты — покажут, как добраться до нужного места пешком или на общественном транспорте.
Яндекс.Метро — интерактивная схема, которая умеет подбирать оптимальный маршрут.
Яндекс.Такси — сервис онлайн-заказа такси. Поездку можно оплатить наличными или картой.


Информационные партнёры

Контакты

Любые вопросы и предложения отправляйте  на pme@yandex-team.ru.
Международная научно-образовательная конференция. 
Психология и технологии в математическом образовании, 
18–21 марта 2019 года, Москва
ЯндексЯндекс
Яндекс