30–40 минут
Для кого
Для тех, кто хочет самостоятельно ставить учебные цели и отслеживать прогресс по ним.
Чем полезно
Таксономия — способ классификации сложных иерархических систем. Системы классифицируют по принципу от низшей к высшей и разделяют на уровни. Таксономии часто используют в науке, при разработке образовательных программ и в других случаях, когда нужно что-то упорядочить. Мы попробуем применить таксономии к учебным целям.
В процессе саморазвития и обучения есть три основные фазы: постановка цели, действия по её достижению и рефлексия. Работа через таксономии помогает посмотреть на цели более комплексно. Это позволяет находить и устранять несоответствия между тем, чему мы хотим научиться, возможностями образовательной программы и результатами обучения.
Таксономий образовательных целей очень много. Мы возьмём для примера таксономию Блума. Она разбивает образовательный процесс на отдельные ступени, или уровни, которые ученик должен преодолеть, чтобы усвоить материал.
Каждая ступень включает учебную цель и конкретные действия для её достижения. Все учебные цели расположены в иерархическом порядке, а значит, осваивать их нужно последовательно — от самой простой к самой сложной. Такой подход помогает отслеживать результаты и превращает обучение в процесс, направленный на решение конкретных задач. Ещё таксономия позволяет находить пробелы в знаниях и вовремя их заполнять.
Что делать
Шаг 1.
Выберите область, в которой хотите что-то освоить. Например, программирование. В этой области мы и поставим цели с помощью таксономии.
Шаг 2.
Определите, за какой срок хотите достичь целей. Таксономии в обучении лучше всего работают на коротких отрезках — так проще спрогнозировать результат. Для начала советуем ограничиться модулем программы или курса.
Шаг 3. Первый уровень таксономии — запоминание
На этом уровне мы усваиваем, запоминаем и воспроизводим информацию. Подумайте и запишите, что вы хотели бы выучить и запомнить к концу учебного модуля.
Цели лучше ставить через глаголы «назови», «вспомни», «дай определение». Например, если вы учитесь программировать, цель может звучать так: «Назови виды баз данных».
Шаг 4. Второй уровень таксономии — понимание
Здесь мы интерпретируем знания. Для этого можно обобщать информацию, описывать или объяснять другим.
Ваши цели тут будут включать глаголы «объясни», «приведи пример», «выдели главное». Например, вы можете поставить цель к концу модуля уметь объяснять другу, как именно работают циклы и когда их нужно применять.
Шаг 5. Третий уровень таксономии — применение
Теперь абстрактные знания нужно применить для решения практических задач. Для постановки целей можно использовать глаголы «рассчитай», «напиши», «сделай». Например, можно поставить цель написать простой код для решения задачи, похожей на задачи с курса.
Шаг 6. Четвёртый уровень таксономии — анализ
На четвёртом уровне мы способны разделять сложные идеи на составные части, понимать их организацию и взаимосвязь, использовать критическое мышление и находить логические ошибки.
Цели можно сформулировать с помощью глаголов «сравни», «найди неточность», «найди лучший способ решить». То есть задачу нужно не просто решить, а решить хорошо: найти быстрый способ, написать красивый, чистый код и так далее.
Шаг 7. Пятый уровень таксономии — оценка
На этом уровне мы можем самостоятельно оценивать результаты, исправлять ошибки и делать выводы.
Цели будут включать глаголы «оцени», «прими решение», «оптимизируй». Условный слушатель курса на этом уровне должен уметь не просто писать код, а, например, доработать и оптимизировать чужой код под сложную задачу.
Шаг 8. Шестой уровень таксономии — создание
Теперь мы можем опираться на свои навыки, чтобы что-то создавать.
Цели можно писать через глаголы «создай с нуля», «сконструируй», «придумай». Слушатель курса теперь не такой уж новичок. А главное — он видит, какую пользу приносят знания.
Создание каркаса из целей помогает достичь цели, которую мы считаем приоритетной. Часто бывает, что просто ходить на учёбу недостаточно и нужна самостоятельная работа. Ещё такой каркас позволяет достигать промежуточных целей и отслеживать прогресс.