Разговор в учительской

40–60 минут

Для кого

Для тех, кто хочет повысить свою эффективность, но не задумывается о способности учиться как о навыке.

Чем полезно

Поможет осознать учёбу как управляемый процесс, посмотреть на себя со стороны и выявить зоны роста. А ещё — развить навык саморефлексии.

В основе упражнения лежит приём «Обмен ролями». Он особенно полезен, когда нужно понять позицию, мысли и чувства другого человека. Мы предложим вам сыграть роль учителя, чтобы посмотреть на себя со стороны. Обмен ролями — не самая простая в исполнении техника, но результаты могут быть очень ценными.

Что делать

Шаг 1.

Возьмите блокнот и ручку. Вспомните педагога, с которым вы когда-то взаимодействовали.

Шаг 2.

Возьмите два стула. Один стул будет обозначать вас, другой — педагога. Сядьте на стул, который обозначает вас, и представьте на пустом стуле собеседника. Придумайте вопросы, которые хотели бы ему задать. Например: «Какой я ученик? Что помогло бы мне стать лучше и добиваться большего? В чём мои слабые и сильные стороны?» Запишите вопросы.

Шаг 3.

Пересядьте на его стул и представьте, что вы — педагог. Можете сесть в «учительскую» позу, поменять голос или воспроизвести его жесты, чтобы войти в роль. Затем прочтите вопросы и ответьте на каждый так, как ответил бы педагог. Запишите ответы.

Возможно, у вас есть уточняющие вопросы? Задайте их, а затем снова «станьте» педагогом и ответьте ученику. Таких обменов ролями может быть несколько, главное — фиксировать всё в блокноте.

Как интерпретировать результат

Когда закончите упражнение, прочтите все записи в блокноте. Проанализируйте ответы, полученные от педагога. Проанализируйте, какие замечания кажутся полезными и почему. Завершите упражнение, порефлексировав о том, что вы узнали о себе-ученике и как планируете использовать эти знания.