30–60 минут
Для кого
Для тех, кто избегает учебных задач и постоянно откладывает их на потом.
Чем полезно
Поможет выяснить, почему вы прокрастинируете учёбу.
Не всегда понятно, почему так сложно взяться за курс или домашнее задание. Предлагаем попробовать найти ответы не через аналитические инструменты, а через творческие приёмы. Это поможет узнать причины прокрастинации, снять стресс, выплеснуть негативные эмоции и перезагрузиться.
Что делать
Шаг 1.
Найдите спокойное место. Вооружитесь инструментами для визуализации: бумагой, карандашами, маркерами, программами для рисования, пластилином или Lego. Если не хочется рисовать или лепить, можно просто создавать схемы или делать записи на стикерах.
Шаг 2.
Договоритесь с внутренним критиком, что сейчас не его время. Вам не обязательно красиво рисовать, в этом упражнении вы в первую очередь исследователь, а не художник. Важно выгрузить информацию, с которой вы сможете работать дальше.
Шаг 3.
Максимально подробно нарисуйте или изобразите другим способом себя и учёбу, которой предстоит заниматься. Добавьте как можно больше деталей. Укажите, где здесь вы, а где — учебные задачи. Подумайте, хотите ли добавить педагога, других учеников, оценки, предметы, которые вас отвлекают или мотивируют. Чем больше деталей получится зафиксировать, тем лучше.
Шаг 4.
Когда закончите, отвлекитесь от того, что получилось. Сходите прогуляться или переключитесь на другое занятие. Если боитесь забыть об упражнении, поставьте напоминание на телефоне.
Как оценить результат
Теперь, когда вы отдохнули и переключились, давайте рассмотрим результат под микроскопом. Посмотрите на то, что получилось, и попробуйте ответить на несколько вопросов.
1. В вашей работе учёба — это скорее про процесс или про результат? Если вы изобразили дорогу или человека, который сидит над книгами, — вероятно, про процесс. А вот образы мишени, финишной прямой, полученного диплома — это про результат.
Чем больше в работе образов, связанных с результатом, тем меньше у вас проблем с постановкой целей и удержанием фокуса на них. И наоборот: если учёба для вас — только про процесс, возможно, прокрастинация связана с отсутствием понятных целей.
2. Есть ли в вашей работе вы: как образ, картинка или точка? В какой форме и каких цветах вы себя изобразили? Какие эмоции испытываете, когда видите себя «внутри» учёбы? Если вашего образа там нет, может ли он там появиться? Где и в какой форме?
Чем более ярко и детально вы изобразили себя, тем больше вашей субъектности присутствует в процессе учёбы. Чем больше субъектности, тем больше вашего реального желания учиться и тем больше действий, которые приводят к результату.
Если вы изобразили себя абстрактно или не изобразили вовсе, возможно, проблема в том, что в учебном процессе пока нет места для вас и ваших желаний. Это значит, что нужно уделить внимание автономии и самовыражению — важным элементам учёбы, без которых легко впасть в прокрастинацию.
3. Есть ли в вашей работе что-то, что явно отвлекает от учёбы, борется с ней, противостоит ей? Это могут быть детали, которые вы добавили неосознанно: дополнительные активности, другие люди, состояния. О чём они говорят? Какое настроение передают? Какие ассоциации вызывают?
Ответы на эти вопросы могут указать на реальные барьеры, которые мешают учиться в удовольствие. Подумайте, как сделать так, чтобы они как можно меньше влияли на процесс.
4. Что самое важное для вас в учёбе? Что вы изображали старательнее всего? Что вызвало приятные эмоции? Возможно, это люди, рабочее место или определённые темы?
То, на что вы обратили особое внимание, может стать опорой и ресурсом. Это то, в чём вы можете найти поддержку, новые смыслы и силы для учёбы. Постарайтесь чаще обращаться к этому, когда учитесь.
Больше инструментов для эффективной учёбы — в нашей базе знаний.