Двойная благодарность

30–40 минут

Для кого

Для тех, кто концентрируется на чужих достижениях вместо своих и сравнивает себя с другими.

Чем полезно

Поможет осознать, что иногда мы пытаемся самоутвердиться за счёт других людей. Это знание особенно важно в учёбе, ведь там мы постоянно взаимодействуем с преподавателями и однокурсниками. В такой ситуации развитие легко спутать с конкуренцией.

Мы рассмотрим негативные мысли о чужих достижениях и научимся заменять их на позитивные. Когда мы позитивно смотрим на успехи других людей, это мотивирует нас самих учиться лучше.

Также поучимся брать ответственность за своё обучение и будущее.

Что делать

Шаг 1.

Найдите место, где вас никто не побеспокоит. Приготовьте блокнот и ручку.

Шаг 2.

Вспомните человека, чьи достижения казались вам незаслуженными и вызывали раздражение. Это может быть ваш коллега, друг, знакомый или даже знаменитость. Для упражнения подойдут в том числе те ситуации, когда вы делали что-то только ради того, чтобы превзойти в чём-то этого человека.

Шаг 3.

Исследуйте свои эмоции, связанные с этим человеком и его достижениями. Для этого письменно ответьте на вопросы:

— Почему это вызвало у меня такую реакцию?

— Чувствую ли я себя неуверенно?

— Есть ли у меня желания или цели, которых пока не удалось достичь?

— Как эта ситуация связана с моими достижениями?

Шаг 4.

Перепишите негативные мысли о выбранном человеке в позитивном ключе. Например, если вы думали: «Она не заслужила повышения, ей просто повезло», преобразуйте это в: «Я восхищаюсь её усердием, она вдохновляет меня работать над собой». Запишите этот новый вариант.

Шаг 5.

Напишите этому человеку короткое письмо, выразите поддержку и восхищение, опишите, какие именно качества вызывают у вас уважение. Отправлять письмо не обязательно. Когда закончите, перечитайте и подумайте, чему вы могли бы научиться у этого человека.

Шаг 6.

Определите, какие шаги вы можете предпринять, чтобы достичь своих целей. Задайте себе вопросы:

— Чего я хочу достичь?

— Как я могу начать это делать?

— Какие навыки и знания для этого нужны?

Шаг 7.

Выделите несколько минут на рефлексию. Ответьте на вопросы:

— Как я себя чувствую после выполнения этого упражнения?

— Изменились ли мои взгляды на достижения других людей?

— Что я могу сделать, чтобы поддерживать это новое восприятие в будущем?

Упражнение не только поможет осознать негативные эмоции и установки, но и превратит их в возможность для роста. Постоянная практика осознанности и саморефлексии позволит воспринимать достижения других как источник вдохновения и мотивации, а не как угрозу своей значимости.