Зачем айтишнику сторителлинг
Зачем осваивать сторителлинг
Например, начинающий разработчик Петя живёт в Екатеринбурге, учится на четвёртом курсе вуза и мечтает построить карьеру в IT. Вот в каких задачах ему пригодится сторителлинг:
-
Найти стажировку и работу. Грамотная история в резюме, сопроводительном письме и на собеседовании расположит к Пете работодателя. Эксперты считают, что при выборе кандидата рекрутеры опираются не только на логику. Эмоции определяют, какая связь установилась с собеседником и в каком свете его видит работодатель — положительном или негативном.
-
Поделиться результатами работы. Например, с командой или на конференции. Интересный рассказ о продукте привлечёт внимание слушателей, повысит его привлекательность и вызовет активное обсуждение.
-
Объяснить сложные вещи просто. Айтишники разговаривают на своём языке, который другие люди не всегда понимают. Когда друзья-нетехнари или коллеги-менеджеры попросят Петю доступно рассказать, в чём суть его проекта, умение превращать технические детали в захватывающую историю ему поможет.
-
Обучать и менторить новичков. Ещё с помощью сторителлинга можно влиять на мышление собеседника — а значит, у Пети получится мотивировать и вдохновить коллегу.
-
Улучшить навык общения. Обычно человек, который рассказывает увлекательные истории, — душа компании. Ему проще выстраивать коммуникацию, заводить друзей и полезные знакомства, управлять конфликтными ситуациями и решать проблемы.
Из чего состоит история
Как и в любом инструменте, в сторителлинге есть правила, как его использовать. Прежде всего, он включает такие основные компоненты.
Герой. В каждой истории должен быть хотя бы один персонаж, реальный или вымышленный. Он связывает рассказчика с аудиторией. Идеально, если слушатели узнают в герое себя, тогда им проще ему доверять и сопереживать.
Это наш Петя — начинающий IT-специалист, который ещё учится и пытается устроиться в компанию мечты. Петя провалил уже десяток интервью, боится не найти хорошую работу и чувствует себя неуверенно, когда общается с незнакомыми людьми.
Сюжет. История — это всегда чёткая композиция. Форматы бывают разные. Рассмотрим самый простой — трёхступенчатую структуру:
-
Введение. Аудитория знакомится с героем, временем и местом действия.
-
Конфликт. Возникает проблема, из-за которой напряжение нарастает.
-
Развязка. Разрешение трудностей.
Итак, с героем уже познакомились. Проблема — у Пети не получается устроиться на работу, он теряет мотивацию, расстраивается и уже думает бросить идею с IT и пойти на местный завод. Но его позвали ещё на одно собеседование в крупную компанию. В развязке Петя преодолевает свой страх и неуверенность.
Конфликт. Теперь подробнее про конфликт: это важный элемент истории. Он заставляет аудиторию сочувствовать герою, показывает трансформацию персонажа. Человек меняется в процессе повествования, он преодолевает трудности — или не преодолевает, но всё равно приобретает опыт и извлекает урок.
Эмоции. Если слушатель испытает восторг, удивление, гнев или страх, история останется в его памяти надолго. Её захочется передавать дальше. Эмоции можно вызвать с помощью средств художественной выразительности, например ярких метафор, эпитетов, иронии, гипербол. Добавить неожиданные повороты сюжета. Подробно описывать, что чувствует герой.
Важные принципы сторителлинга
Ставить цель повествования. Рассказчику следует понимать, чего он хочет добиться своей историей, какой вывод донести до слушателей.
Кратко излагать мысли. История не должна быть длинной, чтобы не утомить слушателя. Человек не может долго концентрировать внимание и начнёт отвлекаться.
Выделять ключевую мысль. Изобилие сообщений запутает аудиторию. Сложно слушать человека, который всё время перескакивает с одного события на другое: начинал про отпуск на Алтае, а закончил ремонтом в бабушкиной квартире.
Говорить честно и открыто. Идеальных людей не бывает. Ошибаться, терпеть неудачи, бояться — нормально. Искренняя история вызовет больше доверия и сблизит рассказчика со слушателями.
Не навязывать своё мнение. Лучше, если аудитория сделает свои выводы в зависимости от личных ценностей и опыта.
Включать воображение. Можно подробно описывать обстановку, запахи, звуки. Так людям будет проще представить себя на месте героя.
Рассказывать с выражением. Даже самая интригующая история получится скучной, если говорить монотонно, без эмоций и жестов. Рассказчику важно быть вовлечённым в процесс и держаться уверенно.
Вот какую историю может рассказать Петя на собеседовании:
Я с детства увлекаюсь компьютерными играми и технологиями. В школе самостоятельно изучал программирование и писал простые программы на Java и Python. Сейчас я хочу попасть в крупную IT-компанию и делать полезные приложения, которыми пользуются миллионы людей. Мне важно видеть результат своей работы.
Но на собеседованиях меня охватывает ужас, мысли путаются в голове, язык заплетается, и я не могу ответить даже на базовые вопросы. Мне пришлось очень тщательно готовиться к встречам: я каждый день репетировал речь перед зеркалом, собирал семью и выступал перед родными, решал сотни задач на LeetCode. Так я стал увереннее в своих силах и смог прийти к вам.
Возможно, я пока не знаю ответов на все вопросы. Но я готов учиться и разбираться в сложных темах. Я всегда оцениваю любимые приложения, думаю, что можно в них улучшить. Рассказать мои идеи?
Что почитать
Если вы заинтересовались сторителлингом и хотите подробнее изучить этот инструмент, вот несколько книг по теме.
«От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar», Дин Мовшовиц
Создатели «ВАЛЛ-И», «Рататуя», «Души» и других трогательных мультфильмов знают, как достучаться до зрителя. Книга содержит секреты работников студии. Каждая из 10 глав раскрывает один из аспектов сторителлинга. Например, учит создавать живой конфликт или развивать персонажа.
«История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», Роберт Макки
Сценарист-практик и преподаватель сценарного искусства рассказывает о механизмах воздействия на сознание человека через повествование. Он считает, что писателю важно уметь удивлять зрителя. В книге рассматриваются элементы истории, её структурные принципы и разбираются популярные фильмы. Макки даёт советы, как воплощать идеи и создавать правильную историю.
«9 техник сторителлинга», Дэвид Хатченс
В книге собраны лучшие технологии и методики влиятельных консультантов и специалистов по сторителлингу. Особенно подойдёт тем, кто хочет стать лидером. Приёмы можно использовать, чтобы изменить стиль менеджмента, разработать стратегию, подобрать кадры или повысить вовлечённость партнёров.