Как попасть в Яндекс после Яндекс.Практикума
Берут ли в Яндекс после курсов Яндекс.Практикума, и как выпускники справляются с отбором, — спросили у самих выпускников. Собрали три истории людей, которые хотели устроиться в Яндекс, прошли учёбу в Практикуме и у них всё получилось.
Мария Постникова
Выпускница курса «Инженер по тестированию», сейчас — стажер-тестировщик в Яндекс.Дзене.
Я выучилась на юриста, потому что в старших классах у меня был очень хороший учитель по праву — казалось, это отличная профессия. Уже в университете стало понятно, что это не моё, но я всё-таки доучилась и устроилась работать по специальности. Занималась консультированием клиентов Консультант.Плюс, пока не ушла в декрет. В этот момент я поняла, что после декрета возвращаться на прежнее место мне не хочется — не было ощущения нужности моей работы, какой-то пользы от неё.
Перейти из юристов в тестировщики было быстрым решением.
Мой муж разработчик в геймдеве, и однажды он предложил попробовать. Потом я наткнулась на отзыв про курс в Практикуме и начала учиться. Не сказала бы, что было слишком тяжело — примерно к чему-то такому я была готова, когда решилась сменить профессию.
За некоторое время до конца курса я увидела, что набирают стажёров в Яндекс.Дзен, но не решилась отправить резюме. Первое, что я сделала, когда сдала диплом и получила зачёт — откликнулась на эту вакансию и отправила тестовое.
Пока я ждала результатов, стала искать другую работу. Около месяца я рассылала резюме, и даже завела специальную табличку, где отмечала компании, в которые написала. Однажды мне позвонили и сказали, что я прошла отбор в Яндекс.Дзен. В те же дни я получила ещё два оффера, но выбрала в итоге Яндекс. Мне хотелось попасть в компанию, где все процессы уже выстроены и можно работать над большими значимыми проектами.
После тестового у меня было небольшое собеседование с рекрутером по общим вопросам, потом техническое интервью и встреча с руководителем тестирования Яндекс.Дзен. Конечно, я очень волновалась, потому что было непонятно, чего ожидать и насколько мои знания соответствуют ожиданиям команды. Но всё прошло очень легко и позитивно. На техническом собеседовании спрашивают базу, всё это нам хорошо рассказывали на курсе. Отдельно задают вопросы по soft skills — например, как ты будешь доносить своё мнение до команды, как будешь отстаивать своё решение, если уверен в нём.
На старте обучения я знала только что есть такие специалисты — тестировщики.
Сейчас я стажёр-тестировщик в команде тестирования Яндекс.Дзен и могу справляться с рабочими проектами. Моя задача тестировать видео — следить, что всё правильно отображается, что нет багов. Мой путь с нуля до этой позиции занял примерно полгода.
Новичку я бы посоветовала интересоваться профильными каналами, например, Серьёзный тестировщик, читать документацию, больше погружаться в тему. Ещё мне понравилась книга «Думай как математик» — она не про тестирование, но помогает лучше решать задачи. На обучение нужно достаточно времени, тут важно дать себе это время и ни на что не отвлекаться. Когда доходишь до этапа собеседования, то важно не бояться и не молчать — лучше рассуждать вслух, пытаться найти решение, даже если ты не очень в нём уверен.
Тестирование нравится мне тем, что я вижу результат своей работы, этого очень не хватало в прежней профессии. Ещё моё мнение тут имеет значение — в команде прислушиваются к тому, что я говорю, обсуждают вместе со мной какие-то решения. Если кто-то сейчас задумывается о смене профессии, то я бы сказала ему — не надо ждать знаков свыше, просто бери и делай.
Никита Иванов
Выпускник курса «Мидл фронтенд-разработчик», сейчас занимается разработкой для Яндекс.Почты.
До учёбы в Практикуме я был бэкенд-разработчиком в финтехе, много писал на JavaScript. В первый раз подавал резюме в Яндекс на бэкендера со знанием Python. Кое-что я знал, конечно, но всё равно не прошёл отбор. Решил подготовиться получше, и больше сконцентрировался на фронтенде. Тогда же я нашёл курс Практикума, посмотрел бесплатную часть и решил продолжать. Мне понравилось, что темы заточены под конкретные требования из вакансий, есть привязка к практике.
Я хотел прокачать фронтовый JavaScript, усилить скиллы по работе с браузером и web API, разобраться с безопасностью в вебе. До курса я не знал SSR, но у нас был классный ментор, который всё очень понятно объяснял.
Курс достаточно сложный, но у меня не было больших трудностей, моего опыта хватало, чтобы разобраться в материале. Я видел, как отсеивались ребята с недостаточным опытом — новички просто не потянут программу, нужно иметь хотя бы полгода в разработке.
Первая часть курса так устроена, что вас тянут за ручку, всё подробно рассказывают. Вторая часть сложнее, без ресёрча тут тяжело. Когда работаешь во второй части курса вместе с командой, то надо быть готовым к формату — проект делают три человека, но никто из них не лид. Ментор выбирает нейтральную точку зрения, не настаивает на решении, а только направляет. В реальном проекте не будет такого, что все равны — есть иерархия и лид, который принимает все решения. Код-стайл тоже уже утверждён, и все ему следуют.
Для первой учебной работы мы делали мессенджер. Это довольно объёмная задача, и мне было сложно совмещать этот этап с основной работой. Если возникали какие-то вопросы, то я собирал информацию в дополнительных источниках.
Наверное, ребятам на фултайме, не связанном с ИТ, было сложнее.
Отбор я не проходил — меня в Яндекс пригласил друг. Тут есть такая система, когда ты можешь порекомендовать специалиста в компанию, если видишь, что его уровень подходит под задачи. Я из Узбекистана, а Яндекс помогает с релокацией — оформляют все бумаги, берут на себя всю рутину с видом на жительство, так что мне оставалось только собрать чемодан и сесть в самолёт. Сейчас я знакомлюсь с компанией — работаю по две недели в каждой команде, беру вводные задачи. На этом этапе не дают большие проекты, а просто рассказывают про команду, про цели, объясняют, кем тебя видят в общем процессе.
Фронтенд это же не только вёрстка — я занимаюсь инфраструктурой, помогаю команде быстрее писать код. Всё это позволяет ускорить продакшн, и всегда есть куда улучшать этот процесс. Ещё можно заниматься продуктовыми задачами: обсуждать с командой идеи по развитию продукта, предлагать свои решения какие-то. Тут всё устроено немного иначе, чем в веб-студиях — мало только кодить, нужно ещё понимать и любить продукт. В действительности, ты 60% времени пишешь код, а остальное время созваниваешься с командой, заводишь задачки, планируешь загрузку.
Подготовка должна быть серьёзной. Я бы посоветовал сидеть и заниматься алгоритмами, изучать базовые структуры данных, нарабатывать опыт решения задач — например, можно решать задачи на Leetcode.
Сначала где-то поработать на позиции мидла и только потом двигаться в Яндекс.
Можно начать со стажировки — посмотреть, как всё устроено. Бывает так, что человек подготовился к интервью, сделать тестовое, а потом не справился с нагрузкой. Как правило, ты приходишь в готовый проект, где надо уметь читать чужой код. В идеале — за два дня разобраться и начать кодить.
Сергей Почукаев
Прошёл курс «Алгоритмы для разработчиков» и устроился аналитиком-разработчиком в Яндекс.Поиск.
Я шесть лет отучился на экономиста, начал работать по специальности, и через пару месяцев понял, что мне технические задачи интереснее, чем экономическая часть. Следующие два года я параллельно учился разработке и работал — был техническим консультантом в налоговой службе. Здесь нужно было знание Python, SQL и баз данных, с этими инструментами я разобрался самостоятельно.
У меня есть друг, который работает в Яндексе, но мы не говорили про работу с ним. Я только знал, что на собеседовании есть разные секции, и могут спрашивать про алгоритмы и статистику — решил подтянуть эти навыки. На старте обучения у меня был начальный уровень Python, и с алгоритмами я до этого не работал.
Особых сложностей во время учебы не было. Сейчас практически на любой алгоритм есть поясняющее видео в Ютубе — например, на канале GeeksforGeeks, там полное описание, но на английском. Ещё есть платформа Backtobackswe, на ней собрано много задач наподобие тех, которые дают на технических собеседованиях. Это помогает разобраться, если что-то не до конца понял. Например, на одну задачку у меня ушло около 40 часов, и все эти ресурсы очень пригодились.
На курсе по алгоритмам у нас было по 15-20 задач каждые две недели — мне этого хватило, чтобы чувствовать себя уверенно на собеседовании. Когда готовился к интервью в Яндексе, то я просто повторил те решения, которые мы разбирали на курсе.
Но я бы всё же посоветовал прорешать как можно больше практических задач.
В интервью у тебя есть час, за это время надо решить около трёх задач, они не очень сложные, на мой взгляд.
Отбор был довольно сложным. Пять или шесть секций — почти в каждой нужно было писать код или решать задачку по математике или статистике. Всё происходит так: тебе дают задачу, потом ты должен выдать свой вариант решения. Дальше обсуждаете с интервьюером то, что получилось. Если ты что-то не учёл, какие-то пограничные случаи, то интервьюер тебе говорит — а вот это как будет обрабатываться, а вот здесь ты не учёл. Интервьюер может задавать наводящие вопросы.
Сейчас я работаю аналитиком-разработчиком в Яндекс.Поиске. Мы изучаем, что люди ищут, на что кликают. Ещё анализируем поведение пользователей: например, человек ищет диван, а через неделю его покупает. Наша задача — придумать алгоритм, который будет автоматически доставать такие запросы за определённый временной промежуток. И мне нравится то, чем я занимаюсь.