В 2010 году на чемпионате мира по футболу в ЮАР полузащитник сборной Англии Фрэнк Лэмпард поразил ворота Германии при счёте 1:2. Этот гол должен был восстановить равенство, но судья не заметил, что мяч пересёк линию, и не зафиксировал взятие ворот. Англичане проиграли 1:4 и поехали домой уже по итогам 1/8 финала. Эта история дала толчок развитию технологий в мире футбола, о которых мы и расскажем.
Определение гола
События на ЧМ-2010 в ЮАР вызвали бурные обсуждения, и в 2012 году технологию определения взятия ворот (goal-line technology, GLT) одобрил Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB). Произошло это после ещё одного скандала с незасчитанным голом — на Евро-2012.
В том же 2012 году GLT применили на клубном чемпионате мира в Японии, а в 2013 — на Кубке конфедераций.
Одна из таких систем — GoalControl-4D, впервые её использовали на чемпионате мира в Бразилии в 2014 году. По периметру футбольного поля устанавливали 14 камер со скоростью съёмки 500 кадров в секунду. Камеры непрерывно отслеживали мяч, передавая информацию на компьютер, который при пересечении мячом линии ворот отправлял соответствующий сигнал на наручные часы арбитра встречи. Взгляните, как система сработала в матче сборных Франции и Гондураса.
Hawk-Eye, или «ястребиный глаз», — британская технология, пришедшая в футбол из крикета и тенниса. В ней используется от 7 до 14 камер.
Система компьютерного зрения Hawk-Eye начала активно применяться в английской Премьер-лиге с сезона-2013/14. При пересечении линии ворот камеры формируют 3D-картинку мяча, а главный судья получает сообщение о голе.
Но GLT тоже допускает ошибки, пусть и редко. Например, в июне 2020 года не засчитали гол «Шеффилд Юнайтед» в ворота «Астон Виллы» в рамках 28-го тура АПЛ.
А что насчёт офсайда?
Систему автоматического определения офсайда начали использовать в 2022 году, на чемпионате мира в Катаре. Компания Hawk-Eye Innovations разработала технологию отслеживания скелета skeleTRACK, помогающую определять офсайд в полуавтоматическом режиме.
С помощью 10–14 высокоточных камер, расположенных на стадионе, система отслеживает 29 точек на теле каждого игрока. Благодаря этому расположение футболистов в спорный момент можно восстановить в виде 3D-модели, чтобы судья мог принять правильное решение.
Искусственный интеллект с помощью камер отслеживает момент паса и то, в каком положении находился атакующий футболист в сравнении с игроками обороны.
Впрочем, болельщики не всегда довольны системой: она фиксирует офсайды с точностью до 1 см — а многие считают, что степень «офсайдовости» всё же правильно определять на глаз.
Контракт Российского футбольного союза с Hawk-Eye Innovations истёк в 2022 году, поэтому таких технологий в матчах чемпионата России по футболу сейчас нет. Но есть другие: в 2023 РФС заключил контракт с китайской компанией Beijing Rigour Technology, получившей от Международной федерации футбола (FIFA) сертификат на использование виртуальных офсайдных линий. В 2024 году технологию стали применять повсеместно.
Фактически технология представляет собой графический анализ: в момент передачи фиксируется положение футболистов обеих команд, вручную указываются точки ближайших к воротам частей тела футболистов (которыми по правилам игры можно забить гол), из них проводятся прямые линии. В случае с полуавтоматическим определением офсайда от Hawk-Eye человеческий фактор имеет куда меньшее значение.
Иногда определить офсайд довольно сложно — как, например, в центральном матче весенней части РПЛ-2024/25 между «Спартаком» и «Зенитом», состоявшемся 16 марта. Просто посмотрите.
Для тренеров и аналитиков
В трансляции мартовского матча Российской премьер-лиги между «Рубином» и «Спартаком» по истечении часа игры показали пятёрку футболистов, продемонстрировавших наибольшую скорость.
Дело в том, что Яндекс установил на всех стадионах РПЛ камеры с разрешением 6К. Две камеры расположены в центре поля и по одной — далеко за воротами, чтобы получить данные, например, в ситуации, когда один футболист забегает за другого и его не видно при съёмке из центра.
Поток данных поступает на предварительную обработку в компьютер, где происходит синхронизация. Делается это путём склейки нескольких видео в один кадр, после чего обрезаются все лишние области, например трибуны. Так получают панорамную картинку.
Она транслируется в тренерский штаб и отправляется команде компьютерного зрения для дальнейшей обработки.
После этого происходит построение треков, когда нужно понять, как футболист передвигается по полю в течение встречи. Может возникнуть ситуация, когда, например, игрок № 2 в системе становится игроком № 5. Избегать таких случаев помогают биометрические данные футболистов и корректировки вручную.
Для каждого футболиста выстраивается уникальная траектория, привязанная к координатам. Далее камеры со стадиона передают видео на сервер, который предобрабатывает видео в зависимости от того, кому и что нужно: тренеру — HD-картинку в live-режиме, а компьютерному зрению — максимальное качество для проведения расчётов и передачи данных в бэкенд и затем в интерфейс тренерам.
С помощью системы получают данные о скорости, преодолённой дистанции, количестве пасов, выигранных единоборств и так далее. В том числе строятся тепловые карты, отражающие активность игрока на поле. Для визуализации рекомендуем посмотреть это видео.
В первую очередь эта информация предназначена для комментаторов и аналитиков, спортивных изданий и футбольных тренеров. Зрителям и болельщикам это может быть интересно, но применять такие сведения практически можно разве что в ставках на спорт.
Мячи тоже что-то умеют
На Евро-2024 использовался разработанный командой «Адидас» Fussballliebe (с немецкого — «любовь к футболу»). Мяч с технологией Connected Ball оснастили специальным датчиком, расположенным в центре с помощью подвесной системы. Он отправляет данные 500 раз в секунду, передавая точное положение мяча.
В матче Бельгии и Словакии (0:1) игру рукой футболиста номинальных хозяев Лои Опенды в атаке удалось определить с помощью умного мяча: «пульс» показал, что был контакт с телом игрока. Гол Лукаку, завершивший игровой эпизод, отменили.
В том числе благодаря умному мячу удалось упростить определение положения «вне игры». После Евро-2024 технология пока не получила широкого распространения, но будет использоваться на клубном чемпионате мира по футболу, который пройдёт этим летом в США.