Золото по программированию — ещё в школе

Спортивное программирование — это действительно спорт: лучшие сражаются в умении решать задачи и получают за это награды, почёт и перспективы. А ещё это программирование: важно разбираться в структурах данных и алгоритмах. Поговорили с участниками и тренерами российской сборной по олимпиадному программированию. Ребята классно выступили на чемпионате мира — привезли из Александрии сразу четыре золота

Что вообще за программирование такое

В мире, где киберспорт догоняет по популярности бег и хоккей, даже программирование может быть спортом. И побеждать в нём начинают ещё со школы.

Чтобы выявить лучших в умении решать сложные задачи на скорость, проводят несколько этапов. На школьном этапе в России участвуют более 600 тысяч ребят, в региональный этап проходят около 7 тысяч. Из них 350 лучших соревнуются на всероссийском уровне — и великолепная четвёрка победителей защищает честь страны на международной олимпиаде, где собираются самые успешные представители разных стран.

Программирование — это спорт, к которому может приобщиться каждый. И буквально за пару лет можно войти в число сильнейших в мире. Однако это требует большого труда, вовлеченности и искренней любви к программированию и решению задач.

В Яндексе работает восемь медалистов олимпиад прошлых лет. А всего у участников из России 71 золотая, 44 серебряные и 13 бронзовых медалей.

В олимпиадном программировании есть свои настоящие звёзды, которых знают все. Есть свои интриги — а где их нет. В целом это отдельный мир, в котором можно потеряться. Но можно и найти себя — чтобы побеждать, завоёвывая репутацию и становясь супервостребованным специалистом.

Татьяна Колинкова

Гимран Абдуллин

10-й класс казанского лицея-интерната № 2

Artboard 17.webp

Я с детства любил математику, компьютером начал активно пользоваться в первом классе. Родители запрещали играть, а я всё равно играл — но и довольно быстро стал использовать его для обучения.

В информатику я буквально влюбился в шестом классе — точнее, преподаватель помог втянуться в этот предмет. В лицее было много старшеклассников, которые готовились к выступлению на олимпиадах, были победители всероссийских олимпиад, призёры — я смотрел на них и восхищался. Потом, когда начал с ними дружить, я влился — и стал заниматься олимпиадным программированием сам. Вообще, олимпиадное программирование — это моя страсть, я могу поимённо назвать всех участников от России на IOI.

До девятого класса включительно я об информатике думал целыми днями. Но и на жизнь времени хватало. На пике я готовился по восемь часов в день.

Главное, что дают олимпиады, — умение думать. Это уникальный навык: умение сконцентрировано думать, дисциплинировать себя. Он пригодится в любой профессии.

Пётр Лосев

10-й класс московской школы № 57

Петр Лосев.webp

У меня компьютер появился, наверное, лет пять назад. До пятого класса я учился в обычной дворовой школе у себя в городе, а в пятом классе поступил в школу имени маршала Чуйкова. И там меня сначала научили программировать на Паскале. В шестом классе я сходил на свою первую олимпиаду — Московскую олимпиаду для школьников. В седьмом поступил в кружок олимпиадного программирования, в параллель С Яндекс Кружка. А уже в восьмом классе я стал призёром Всероссийской олимпиады по информатике.

Думаю, что я пойду учиться в Вышку на ПМИ — и потом буду работать программистом. Хочется писать на С++ и решать задачи, связанные с сетевой инфраструктурой.

Олимпиады хорошо качают навыки программирования. Хотя бы потому, что учат писать код быстро. Во время написания кода нужно постоянно и активно думать, автоматизма в этом мало. А после код нужно отлаживать. Всё как в рабочих задачах!

Дарья Грекова

10-й класс школы № 57

Дарья Грекова.webp

Программировать я начала в пятом классе, мы уже тогда писали «Змейку» в кружке. Мой первый язык — Паскаль. Кажется, получилось неплохо: меня сразу из кружка позвали на Московскую олимпиаду. А по результатам олимпиады позвали на юниорскую смену в Сириус.

Учиться и участвовать в олимпиадах бывает непросто. Представьте, что у вас в один день четыре урока информатики и четыре урока программирования, кроме того, нужно тренироваться самостоятельно. Ещё учу японский, люблю аниме — и гуляю с друзьями. На всё времени хватает.

Ну а сейчас готовлюсь к командным выступлениям и думаю о вузе. Полезно хорошо разобраться в алгоритмах и структурах данных: поможет и при поступлении, и после — в работе.

Иван Пискарев

11-й класс школы № 2086

Иван Пискарев.webp

Я тот парень, у которого математика и информатика — любимые предметы. Я делаю уроки, общаюсь с друзьями, читаю в интернете статьи по программированию, ну и люблю научпоп.

Мне кажется, что в информатике и олимпиадном программировании важно найти свой кружок или своего тренера. Например, мне было так интересно заниматься в Центре педагогического мастерства, что я начал всё свободное время уделять решению задач — и у меня даже получалось закрывать тематические контесты, которые давали на дом. Меня это захватило. А ещё очень повезло: меня пригласили на смену подготовки в Сириусе, которая меня захватила ещё больше и помогла развиться.

Мне трудно сказать, насколько мои навыки помогут в работе: я ещё никогда не работал программистом. Сам я думаю пойти на бакалавриат Вышки.

Команда.webp

Андрей Станкевич — тренер

Сейчас любой может попробовать себя на онлайн-платформах или на школьном этапе всероссийской олимпиады. Но на самом деле обычно школьник чувствует интерес, сам понимает, в каком предмете хочет развиваться.

Заставлять заниматься олимпиадами точно не стоит. А вот если начинает получаться, по развитию можно дать такой совет: найти кружок в своём городе или онлайн, например кружок Яндекса, и учиться там. После начального уровня можно уже пробовать попасть в летние школы или смены в Сириусе.

Филипп Грибов — тренер

Филипп Грибов.webp

Я сам, когда ещё учился в вузе на старших курсах, работал в Яндексе, а сейчас для себя решил, что следующие несколько лет занимаюсь именно преподаванием. Но я понимаю, что это не на всю жизнь и я вернусь в разработку.

Вообще, в олимпиадное программирование все приходят по-разному. Я знаю ребят, которые начинали с какой-нибудь игры типа Minecraft, где они сначала играли, а потом им стало скучно, они начали себе моды устанавливать. Потом и существующие моды им надели — и они решили что-то своё написать. Пошли смотреть, как это сделать, что-то у них получилось, программирование зацепило — и так они пришли в олимпиады.

Есть ребята, которые пришли из абсолютно других мест: например, много тех, кто раньше занимался математикой, физикой или какими-то другими похожими науками. Чтобы человеку понравилось олимпиадное программирование — важно, чтобы ему нравились точные науки, чтобы какая-нибудь математика не вызывала отвращения.