Как вкатиться в современный кинематограф
Анатомия кино: определяем, что нравится
Вспомните, какие фильмы вам нравятся, оцените их по трём характеристикам анатомии кино и поищите закономерности. Например, если три из пяти ваших любимых фильмов сняты в Южной Корее — вам стоит присмотреться к их кинематографу.
Жанры. В киноискусстве есть устоявшаяся система жанров. Комедии стараются рассмешить, драмы посвящены серьёзным, часто печальным событиям. Ужасы пугают, экшены пытаются увлечь действием. Откройте Википедию, Кинопоиск или Internet Movie Database — посмотрите, к каким жанрам относятся ваши любимые картины.
Помимо общеизвестных встречаются специфические и экзотические жанры. Например, роуд-муви — истории о путешествии; нуар — мрачные и атмосферные криминальные драмы эпохи золотого века Голливуда; эксплуатационное кино — картины, которые делают ставку на резонансную тему, например расовый вопрос; мокьюментари — игровые фильмы, которые прикидываются документальными. Из нового — «хорроры А24», новаторские фильмы ужасов от молодой, но очень амбициозной киностудии.
Прокатная ниша. Кино снимают для разных аудиторий, и это влияет на формат картины. Популярный сегмент — блокбастеры, эффектные динамичные фильмы для мультиплексов и массового зрителя. Им часто противопоставляют артхаус — более экспериментальные и сложные фильмы, которые показывают в специальных кинотеатрах. Есть и другие ниши: треш для любителей насилия и идиотизма, авангардное кино, телевизионные фильмы и так далее.
Фестивали и премии тяготеют к определённым форматам. Премия американской киноакадемии «Оскар» бережёт традиции голливудского зрительского кино. Более эстетскими и смелыми считаются Каннский и Берлинский кинофестивали. Независимые малобюджетные американские фильмы показывают на фестивале «Сандэнс». До недавнего времени главным фестивалем документального кино в России был «Артдокфест». Но из любого правила бывают исключения: в программе фестиваля в Каннах в этом году был заявлен новый фильм об Индиане Джонсе, потенциальный хит проката.
Страна производства. У локальных кинематографов своя специфика. Корейское кино славится жестокостью и шокирующими поворотами сюжета: вспомните недавнюю «Игру в кальмара». В Индии делают много музыкальных фильмов. Япония известна хоррорами о привидениях. Французское кино считается новаторским и раскрепощённым. Впрочем, такой подход упрощает действительность: в любой стране могут снимать очень разные фильмы.
Также у национального кино могут быть свои знаковые периоды. Например, Французская новая волна — время плодотворных экспериментов, эхо которых прокатилось по другим регионам. Или Новый Голливуд — недолгий период, когда американское кинопроизводство оказалось в руках режиссёров. Получив творческую свободу, они начали снимать смелые, остросоциальные, часто масштабные картины. В российской истории наиболее известны два периода: авангард начала XX века и сентиментальный психологизм оттепели 60-х.
Где искать кино?
Списки. Их огромное количество: от институций, режиссёров, сайтов, агрегаторов. Например, можно посмотреть список любимых фильмов Тарантино или лучших ужастиков по версии агрегатора Rotten Tomatoes. Британский журнал Sight & Sound каждое десятилетие выпускает рейтинги лучших фильмов от представителей киноиндустрии и режиссёров. На сайте They Shoot Pictures, Don’t They можно найти рейтинг из тысячи фильмов, составленный на основе других списков.
Фестивали и киноклубы. На кинофестивалях можно посмотреть интересные новинки, ретроспективы — тематические подборки старых фильмов. Показы часто сопровождаются лекциями и разговорами о кино. Киноклубы — отличная возможность оказаться в компании людей, которые увлечены кинематографом и готовы поделиться своим опытом. Один из старейших киноклубов до сих пор работает в Петербурге.
Критики. В кино нет объективных оценок, поэтому классный вариант — найти кинокритика, вкус которого вам импонирует, и прислушиваться к его рекомендациям. Вот на что советуем обратить внимание:
-
Канал Станислава Зельвенского из Кинопоиска. Раньше он работал в журнале «Афиша» и во многом сформировал язык российской кинокритики.
-
Статьи Михаила Трофименкова в «Коммерсанте» — в его текстах чувствуется увлечённость историей кино и левой политикой.
-
Сайт Роджера Эберта, самого влиятельного американского критика 2010-х. Эберт был интеллигентным и всеядным автором, мнение которого нельзя было игнорировать. Он умер в 2013 году, теперь рецензии на его портале пишут коллеги. Любимые фильмы Эберта собраны в разделе Great Movies — возможно, начать следует именно с него.
-
«3500» — проект российского кинокритика Сергея Кудрявцева. Двухтомник с короткими, часто едкими текстами, которые до сих пор ценят коллеги. Как и у Эберта, есть ранжирование по оценкам — можно начинать с лучших фильмов. Тексты доступны в блоге автора. Из минусов — придётся мириться с устаревшим дизайном платформы. Там же можно заказать бумажные книги и почитать новые статьи.
10 фильмов, чтобы начать погружение в кино
Федерико Феллини, 1963
Несколько дней из жизни любвеобильного режиссёра, у которого не получается соответствовать завышенным ожиданиям окружающих. В значительной степени — модель для сборки всего остального, что будет сниматься во второй половине XX века.
Альфред Хичкок, 1951
Забудьте про Ганнибала Лектера и прочих киношных маньяков. Самое точное изображение психопата — в этой нуар-истории о судьбоносной встрече в транспорте.
Стивен Спилберг, 1975
Легендарная картина об акуле-убийце, сделавшая Стивена Спилберга главным режиссёром Голливуда и запустившая эпоху блокбастеров.
Мартин Скорсезе, 1976
Ветеран Вьетнама катает незнакомцев по Нью-Йорку, погружаясь в пучину отчуждения и паранойи. Знаковая история о потерянном человеке.
Пон Чжун-хо, 2003
Безалаберная корейская полиция не может поймать маньяка, который убивает женщин в сельской глуши. Пронзительный слоубёрнер от автора захваленных «Паразитов».
Ари Астер, 2018
Ключевой хоррор новаторской студии A24. Американская семья переживает страшную трагедию. Герои не подозревают, что их проблемы куда кошмарнее, чем кажется.
Павел Павликовский, 2018
Фильм о том, что самая сильная любовь — бесконечная резня. Второй после «Иды» чёрно-белый шедевр Павла Павликовского.
Алексей Герман, 1984
Жизнь начальника угрозыска в забытой богом провинции в 30-е годы. Фильм о дружбе и человеческой теплоте в довольно свинцовых условиях.
Томас Альфредсон, 2011
Главный шпионский фильм последних 15 лет. Протагонист — вовсе не Джеймс Бонд, а уставший отставник, разматывающий паутину заговора в руководстве разведки.
Ян Немец, 1964
Двое еврейских мальчишек спрыгивают с нацистского поезда и начинают путешествие через лес. Шедевр артхауса, наглядный образец восточноевропейского сюрреализма.