Как вкатиться в современную архитектуру

Архитектура — искусство, которое не только создаёт восхитительные здания, но и передаёт идеи, желания и ценности. Если научиться понимать архитектурный язык, можно многое узнать о культуре и общественном сознании разных эпох

Что называют современной архитектурой?

Направления архитектуры разделяют по периодам их возникновения:

  • Древнеегипетская (3100 год до н. э. — 30 год н. э.) — использование камня и возведение пирамид, храмов и гробниц.

  • Греческая (9 век до н. э. — 1 век н. э.) — храмы, колонны, арки и театры, основанные на пропорциях и симметрии.

  • Римская (около 2 века до н. э. — 5 век н. э.) — арки, своды и величественные амфитеатры, форумы и термы.

  • Романская (11–12 века) — массивные стены, арки и своды, а также церкви с округлыми апсидами.

  • Готическая (12–16 века) — высокие каменные церкви с острыми арками, розетками и филигранными летучими контрфорсами.

  • Архитектура Возрождения (14–17 века) — гармоничные пропорции, классические колонны и арки, а также симметричные фасады.

  • Барокко (17 — начало 18 века) — изысканная детализация, декоративные элементы и изогнутые линии.

  • Неоклассицизм (18–19 века) — восстановление классических архитектурных форм, основанных на античных и ренессансных идеалах.

  • Модернизм (конец 19 — начало 20 века) — функциональность, простые линии и отсутствие декора.

  • Современная архитектура (20 век — настоящее время) — от эклектических стилей до инновационных, экспериментальных форм и конструкций.

В период современной архитектуры художники стремятся подчеркнуть прогресс и идеи функциональности и практичности. Новые формы и конструкции изменили облик городов с 20 века. В зданиях отказались от декора и орнаментов, например резных фасадов, колонн, арок, статуй и барельефов. Это хорошо заметно в первых модернистских зданиях, которые в конце 19 века строил американский архитектор Луис Салливан, «отец небоскрёбов».

Аудиториум в Чикаго, Луис Салливан  Фото: Marco Verch

Архитекторы стремились уйти от единообразия и воплощали личное видение, новые концепции и формы зданий, которые бы воплощали их функции и потребности заказчика. Они учитывали климатические условия, окружающую среду, местные культурные и исторические особенности и отражали их в архитектуре.

Отличительные черты современной архитектуры:

  • Широкие и длинные свесы крыш.

  • Минималистичные линии, лишённые узоров и дополнительных украшательств.

  • Большие окна, стены из стекла, пропускающие много уличного света.

  • Использование стали, стекла, железобетона вместо камня и кирпича. Позже, ближе к 21 веку, стали использовать композитные и переработанные материалы.

  • Открытые, просторные планировки этажей с переходящими друг в друга функциональными зонами.

  • Необычные формы, состоящие из смешения геометрических фигур, текучие, изгибающиеся края, углы и поверхности, асимметричные, непропорциональные, зигзагообразные и ступенчатые элементы, иногда хаотично перемешанные, имитирующие движение и передающие мысль о функциональности и содержании здания.

Как развивалась современная архитектура?

Развитие современной архитектуры делят на два этапа:

  • До 1970-х годов основные стили, как и в искусстве, формировались под влиянием модернизма. Этот период называют архитектурным модернизмом, иногда это выражение даже используют в качестве синонима для современной архитектуры. Архитектурный модернизм включает футуризм, минимализм, функционализм (движение «Баухаус» в Германии), конструктивизм, рационализм в 1920-х годах (движение «Авангард» в СССР), брутализм, постмодернизм, метаболизм — и это лишь часть направлений.

  • Период с 1970-х годов и до наших дней считается временем непосредственно современной архитектуры. Её рассвет наступил с приходом повсеместной автоматизации и развитием компьютерных технологий. Архитектура стала отражением прогресса. Архитектурные разработки проводились в направлении абстрактных дизайнерских концепций и инновационных инженерно-конструктивных решений, опирающихся на высокие технологии. Отсюда и название первого и основного стиля современной архитектуры — хай-тек. В начале 21 века научно-технический прогресс резко ускорился, что привело к появлению новых разновидностей, таких как био-тек и эко-тек.

Направления современной архитектуры

Футуризм появился в 1909 году после манифеста итальянского писателя и поэта Ф. Т. Маринетти, который провозглашал разрушение прошлого и культ будущего. Футуристы представляли города как сложную электрифицированную и механизированную систему из гигантских многоуровневых зданий, скоростных дорог, заводов и промышленных предприятий, террас и туннелей, связанных между собой переходами, галереями и мостами. Эти взгляды опережали развитие архитектуры — и многие идеи воплотились в последующих стилях. Но при этом футуристы призывали к уничтожению всей классической архитектуры и радикальному обновлению. Они видели себя творцами нового мира — без рамок и ограничений.

Признаки футуризма:

  • Металлические, белые, серебряные цвета во внешнем оформлении.

  • Обильное использование технических и промышленных элементов в строениях. Архитекторы предлагали использовать автоматические двери, подвижные столы и мебель, роботизированные системы и другие технологические новинки, которые в то время казались фантастическими.

  • Эффект движения: максимальная динамичность формы, зрительное впечатление, будто здание застыло во время трансформации или перемещения.

  • Космические и фантастические концепции, которые к концу 20 века стали появляться в научно-фантастическом кино. Футуристы представляли себе города-колонии на других планетах, огромные микрорайоны из множества связанных между собой небоскрёбов, компьютеризированные дома — сегодня мы называем их умными, дома-трансформеры, шагающие, висячие, летающие и подводные здания. Взяв за основу идею технического прогресса, они доводили её до гротеска в архитектуре, создавая сюрреалистичные техномиры.

Пример 1. Большой театр в Берлине, архитектор Ханс Пёльциг

Пример 2. Завод Fiat Lingotto в Италии, на крыше которого расположилась гоночная трасса, архитектор Джакомо Матте-Трукко  Фото: Dgtmedia - Simone / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Пример 3. Здание Министерства автодорог в Грузии, архитектор Георгий Чахава  Фото: kartografi / Wikimapia.org, CC BY-SA 3.0

Функционализм. Появление функционализма в 1910–1940 годах приписывают высшей школе строительства и художественного конструирования «Баухаус» в Германии и в частности её директору Вальтеру Гропиусу. Он считал, что архитектура должна быть функциональной и ориентированной на массовое производство. Знаковой фигурой этого периода стал французский архитектор Ле Корбюзье, которому принадлежит фраза «Дом — это машина для жилья».

Признаки стиля:

  • Плоские крыши-террасы вместо традиционной наклонной крыши, увеличивающие эксплуатируемую площадь.

  • Столбы-опоры, приподнимающие дом над землёй.

  • Ленточные окна, тянущиеся вдоль фасада здания.

  • Свободная планировка, позволяющая организовать пространство с большей эффективностью.

  • Пандусы вместо лестниц.

  • Вариативность фасада. Благодаря установке опор внутри дома плоскость фасада перестаёт быть несущей, так что может быть выполнена из любого материала и иметь любую форму.

Пример 4. Дома в посёлке Вайсенхоф, Штутгарт, Германия, архитектор Ле Корбюзье  Фото: Pjt56 / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Пример 5. Фабрика «Фагус», Альфельд, Германия, архитекторы Вальтер Гропиус, Адольф Мейер  Фото: Olrik66 / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Пример 6. Здание школы «Баухаус», Дессау, Германия, архитектор Вальтер Гропиус  Фото: Spyrosdrakopoulos / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Конструктивизм. Советские архитекторы взяли идеи функционализма и стали использовать архитектуру для пропаганды пролетарского аскетизма. Здания конструктивизма вдохновлены бурным развитием фабричного производства и индустриальным бытом рабочего класса. В это время происходило сращивание гражданской и промышленной архитектуры, стали появляться Дворцы культуры и труда, рабочие кухни, дома-коммуны, предприятия общественного питания. По замыслу архитекторов, строения прививали людям идею, что основа жизни человека — труд на благо государства.

Родоначальники стиля — Владимир Татлин, братья Веснины, Илья Голосов. Последний построил один из самых наглядных примеров конструктивизма — Дом культуры имени Зуева в Москве. Массивное здание отличается большими окнами и стеклянным фасадом, растянутым по окружности башни в центре строения.

Признаки стиля:

  • Заимствование фабричных элементов: металлические конструкции, балки, лестницы и эскалаторы, прозрачные фасады, широкие дверные проёмы, высокие потолки и открытые внутренние пространства.

  • Строгие горизонтальные и вертикальные линии.

  • Много свободного пространства внутри зданий.

  • Отказ от декора и орнаментов.

  • Монолитность и масштабность.

Пример 7. Культурный центр ЗИЛ, архитекторы братья Веснины  Фото: NVO / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Пример 8. Дом культуры имени Зуева в Москве, архитектор Илья Голосов  Фото: Martisha / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Пример 9. Дом культуры имени Русакова, архитектор Константин Мельников  Фото: Balakate / Shutterstock.com

Брутализм возник в середине двадцатого века в Великобритании, но просуществовал недолго. В послевоенное время он стал антибуржуазным протестом, выражавшим честность и открытость.

Отправной точкой считается комплекс «Жилая единица» в Марселе архитектора Ле Корбюзье. Сторонники брутализма стремились сохранить максимальную функциональность при минимизации затрат, чтобы обеспечить население жильём. Поэтому наибольшее распространение брутализм получил в коммунистических странах Восточной Европы, где в таком стиле строились жилые здания, библиотеки, школы, госучреждения, спортивные комплексы.

Признаки стиля:

  • Массивность форм, отсутствие цветных элементов — только серый и чёрный цвета.

  • Грубые материалы, открытый бетон.

  • Функциональность.

  • Отсутствие декора и облицовки.

Пример 10. Школа, Ханстентон, Англия, архитекторы Элисон и Пит Смитсон  Фото: Tiger / Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0

Пример 11. Королевский национальный театр Великобритании, архитекторы Денис Лэсдан и Питер Софтли  Фото: Saval / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Пример 12. Институт биологических исследований, Сан-Диего, архитектор Луис Кан  Фото: Nagel Photography / Shutterstock.com

Метаболизм зародился в конце 50-х годов прошлого века в Японии, где всегда уделялось особое внимание законам природы. Архитектура должна развиваться по тем же биологическим законам, утверждали идеологи метаболизма. Один из них, Киёнори Кикутакэ, считал, что здание должно состоять как из постоянных, так и из временных элементов. В нём должна быть предусмотрена возможность перестройки, замены его составляющих. Поэтому ключевая особенность стиля — недосказанность и незавершённость, которая открывает перспективу для дальнейшего развития.

Пример 13. Капсульная башня «Накагин», Токио, архитектор Кисё Курокава  Фото: Kakidai / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Пример 14. Консерватория, Монтрёй, Франция, архитектор Клод Ле Гоа  Фото: Michaelstephaneboucher / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Пример 15. Центр прессы и радиовещания «Сидзуока», Токио, архитектор Кензо Танге  Фото: image

Хай-тек. Стиль зародился в процессе деятельности британской группы архитекторов «Аркигрэм» в 1960-х годах. Они вдохновлялись научной фантастикой и брали оттуда идеи для своих архитектурных концептов. Их последователи Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Жан Нувель, Джозеф Пакстон стали основоположниками хай-тека и первыми начали применять высокие технологии для проектирования и реализации идей аркигрэмовцев.

Признаки стиля:

  • Инновационность, структурированность, максимальное использование технологических достижений.

  • Прагматизм в использовании пространства, наполнение помещений согласно их функциям, минимальное использование декоративных элементов.

  • Строго организованное распределение мебели и аксессуаров в помещениях.

  • Стены из стекла и металлокаркаса.

  • Обилие света, просторные помещения.

  • Искусственные материалы: пластик, акрил, стеклопластик и полимеры.

  • Технические элементы на виду: металлические каркасы, лифты, вентиляционные шахты, эскалаторы, лестницы, трубы, инженерные системы.

  • Чёткие простые формы и прямые линии, элементы конструктивизма и кубизма.

  • Эффект «вывернутости наизнанку».

Примеры 16. Центр Помпиду в Париже, архитекторы Ричард Роджерс и Ренцо Пиано  Фото: Takashi Images / Shutterstock.com

Пример 17. Здание «Ллойдс», Лондон, Великобритания, архитектор Ричард Роджерс  Фото: Songquan Deng / Shutterstock.com

Пример 18. Штаб-квартира компании 3M, Милан, архитектурная студия Mario Cucinella Architects  Фото: 3M / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Что почитать, чтобы понимать современную архитектуру

1. Алексей Лепорк, «Соблазнённая архитектура», 2023

Автор, искусствовед и архитектурный критик, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, увлекательно рассказывает о главных архитектурных проектах 20 столетия, определивших вид современных городов. Вы узнаете, как архитекторы экспериментировали с формой, конструкцией зданий, материалами и что порождало новые стили.

2. Юрген Ёдике, «История современной архитектуры», 1972

В книге автор подробно исследует развитие внешнего вида зданий с конца 19 века до своего времени. Он описывает и анализирует основные стили и направления в архитектуре, показывая их связь с социально-политическими и культурными тенденциями времени их появления. В книге много иллюстраций и фотографий, которые помогают наглядно представить описываемые здания и проекты.

3. Анна Алямова, Полина Фадеева, «Кто всё это построил?», 2022

Книга представляет собой сборник описаний проектов и кратких биографий знаменитых архитекторов 20 века. Авторы постарались сделать книгу интересной и для взрослых, и для детей. Каждому архитектору отведено три разворота, где разместились биография, известный проект и несколько интересных фактов.

4. Archi.ru

Крупный портал просто и без лишней терминологии пишет о современных проектах и новостях из мира архитектуры. Например, рассказывает про нестандартный катящийся мост, который поставили в лондонском доке на реке Ли. Или про огромные высокотехнологичные павильоны для панд в виде колец, которые построили в заповеднике панд в китайском Чэнду.