Революция каждый день

Почему вместо невероятных технологических прорывов раз в век происходит всё больше маленьких, но очень важных изменений — практически ежедневно

О чём вообще речь? Что за технологические революции?

Так в учебниках истории называют важные изменения в жизни человечества, которые меняют мир. Исследователи до сих пор спорят, сколько этих революций вообще было.

Кто-то заявляет, что три. Сперва человечество открыло сельское хозяйство, после — промышленность, а сейчас вот создало IT. Другие выделяют пять: язык, письменность, книги, телеграф и интернет. Некоторые считают по устройствам: паровая машина, электрический мотор, компьютер.

Такое деление на революции отражает наши ожидания. Мы предполагаем, что скоро появится какая-то новая технология или машина или что люди вот-вот изобретут что-то невероятное — и тогда жизнь необратимо изменится.

А что, всё не так?

Хотелось бы, конечно. И есть все шансы, что развитие технологий ИИ подарит нам новый этап — правда, до этого может пройти немало времени. Хочется отметить другое: у технологий есть кумулятивный, накопительный эффект без всяких революций.

Прямо сейчас, улучшая одни технологии другими, люди добиваются синергетического эффекта: результат становится больше простой суммы слагаемых. И таких улучшений вокруг нас очень много.

Давайте пример!

Самые яркие примеры можно найти в сферах, где у людей есть многолетний опыт улучшений. Например, в космических технологиях.

Полёты ракет критически зависят от двигателей. Чем мощнее двигатель и чем он легче, тем эффективнее ракета. До недавнего времени самым мощным ракетным двигателем был F-1 — с его помощью люди улетели на Луну. Этот двигатель развивал тягу 790 тонна-сил и весил около 10 тонн. Над его созданием трудились тысячи инженеров — и казалось, что совершенствовать дальше некуда.

А сегодня ракеты SpaceX летают на двигателе Raptor. Он развивает тягу в три раза меньше — но при этом в 10 раз легче, чем F-1, а также значительно проще и надёжнее. Но это ещё не всё. Посмотрите, как двигатель изменился всего за шесть лет, когда к его совершенствованию привлекли технологии искусственного интеллекта.

Artboard 17.webp

Последнее поколение Raptor вдвое мощнее, в полтора раза легче и гораздо проще в производстве. Разница понятна даже просто на вид. Вот она, маленькая научная революция в отдельно взятой сфере.

А ведь более простые и мощные двигатели — это больше спутников и космических станций, высокоскоростная спутниковая связь, больше изображений поверхности Земли.

Ньютон говорил, что стоит на плечах гигантов, подразумевая математиков и философов древности. А впечатляющий прогресс Raptor основан на 3D-печати, ИИ, передовой симуляции на компьютере вместо дорогих и долгих тестов всего и вся «в железе». Так одно открытие двигает другие.

А ещё есть примеры?

Мы уже упоминали 3D-печать — хотя некоторые готовы были записать её в провалившиеся технологии. Мы и правда не начали печатать всё и вся, но кое-что научились делать классно.

Например, в General Electric печатают детали турбин. Это позволило многократно удешевить и ускорить процесс производства. Раньше ответственные детали отливали из стали и точили на огромных станках. Это было дорого и сложно, но проблема в другом: было очень тяжело проверять качество готовых деталей. Для этого использовали ультразвуковую дефектоскопию: облучали деталь и искали возможные дефекты. Многие отследить не удавалось — и турбина могла неожиданно разрушиться: например, под большим давлением на электростанции или в воздухе, прямо в самолёте. От такого могли пострадать люди.

Artboard 17 copy 2.webp

Теперь, когда детали печатают, отдельная дефектоскопия не нужна: с помощью компьютерного зрения её проводят прямо в процессе создания, не прерываясь ни на секунду. В результате деталь получается гарантированно качественной.

Напечатанные турбины легче, дешевле, они выдерживают большее давление. Там, где раньше требовалось изготовить 800 деталей, сегодня нужно 130.

Artboard 17 copy.webp

Подобным подходом пользуются и в Tesla. В компании используют 6000-тонный гигапресс (он так и называется, Giga Press), который позволяет штамповать кузов машины целиком. Теперь это одна деталь, а раньше было 70. Так кузов получается легче и прочнее, чем любой другой. Сразу после штамповки его проверяют на дефекты с помощью технологий МРТ — снимки анализирует искусственный интеллект.

Один пресс заменил более 300 сборочных роботов — а в компании уже строят супергигапресс на 9000 тонн.

Получается, вместо одного супероткрытия происходит множество небольших изменений?

Верно. Именно благодаря им мы движемся вперёд — и это движение заметно даже технологическим скептикам. Опираясь на несколько уже известных технологий, исследователи и инженеры создают новое.

Такие изменения происходят везде. В IT разработчики научились отказываться от cookies, в микроэлектронике строят квантовые компьютеры и создают атомные батарейки. В медицине учатся выращивать новые зубы взамен повреждённых и вот-вот смогут побеждать некоторые виды рака.

Почему об этом никто не рассказывает?

Мы вам расскажем, любимый читатель. Читайте нас, мы не подведём.

Краткий пересказ от Yandex GPT