Как устроена Дизайн-перемена?
Обязательно ли ехать в Москву ради интересного мастер-класса или семинара? Что если тебе и так есть чем заняться в своем городе, но хочется узнать больше? Команда дизайнеров из разных сервисов Яндекса уже во второй раз проводит Дизайн-перемену — серию воркшопов в девяти городах России и других стран СНГ. В течение одного дня участники будут осваивать продуктовый дизайн: определять целевую аудиторию, внешний вид своего продукта и способы его распространения. Один из организаторов воркшопа Антон Тен рассказал, кому нужен дизайн-десант в регионы и как один день может вдохновить десятки людей на изобретение нового.
Как появилась Дизайн-перемена?
Уже несколько лет в Яндексе существуют программы, обучающие продуктовому дизайну. Но формат трехмесячной школы в Москве подходит далеко не всем, и в прошлом году мы решили: раз дизайнеры со всей страны приезжают к нам, давайте мы тоже поездим!
Мы собрали команду из разных сервисов Яндекса, дополнили воркшоп Школы дизайна так, что по времени он стал занимать практически целый день, и с такой программой посетили в 2018 году 10 городов. И если в Школе могли одновременно учиться где-то 30 человек, то в Перемене приняли участие больше 200 человек.
Конечно, невозможно научить продуктовом дизайну за один день, но нам хотелось дать ребятам какой-то импульс, показать, как работает Яндекс, какие подходы существуют, узнать, как работают дизайнеры в регионах
Можно ли научить продуктовому дизайну?
Особенность продуктового подхода в том, что жизненный цикл продукта никогда не заканчивается. В обычной ситуации дизайнер сдает макет, баннер или что-то еще и больше не беспокоится о его судьбе. У нас все начинается только после того, как дизайн сделан, а продукт запущен. Тогда ты начинаешь смотреть на метрики, проводишь исследование, спрашиваешь людей, как они взаимодействуют с сервисом или с продуктом, пытаешься что-то улучшить и найти новые точки роста.
Этот подход актуален не только для больших компаний. Так устроен любой стартап, да и группа друзей, которая собралась вокруг какой-то идеи, тоже на самом деле создает продукт. Все может начаться с создания прототипа для проверки гипотезы и через несколько итераций привести к полноценному продукту.
Важно анализировать информацию и работать с пользовательским опытом. Нужно не просто сделать макет, но и подумать о том, как человек будет этим пользоваться, какие эмоции возникнут у него в процессе.
Нельзя сделать только математически выверенные, расставленные по метрикам кнопочки. Если людям не нравится, но они вынуждены пользоваться продуктом, это тоже провал.
Как перейти от исследования к прототипу?
Времени мало, поэтому воркшоп разделен на три этапа. Мы начинаем с того, что объясняем участникам, что продуктовая работа во многом опирается на исследования: нужно понимать, какой продукт нужен людям. Рассказываем о различных видах исследований и немедленно проводим исследование на практике. Так, на прошлой «Дизайн-перемене» мы сфокусировались на глубинных интервью. Ребята создавали опросник, выбирали, как им лучше всего собрать данные: опросить знакомых или искать прохожих на улице.
Второй этап посвящен прототипированию. Прототип — не обязательно какая-то законченная штука, его главная задача — проверить гипотезу. Это могут быть бумажные прототипы или какие-то странные конструкции. Мы старались не ограничиваться только цифровыми продуктами и показывали, что в Яндексе создаются и такие вещи, как световые коробы, которые устанавливают сверху на такси, или стойки в кинотеатрах.
Финальный этап — презентация решения. Нужно показать, каким мир увидит финальный продукт. В Яндексе существует разделение на дизайнеров продукта и дизайнеров коммуникаций. Например, продукт — это линейка, но есть еще реклама линейки, ее упаковка и так далее. Задача третьего этапа — придумать две точки коммуникации: офлайновую и цифровую.
В прошлый раз некоторые ребята на финальном этапе раскрепостились и даже ставили какие-то сценки, чтобы показать, как в рекламном ролике, преимущества своего продукта. Выглядело все довольно живо, было видно, что они прочувствовали тот продукт, который представляют, как будто он настоящий.
Кому нужна Дизайн-перемена?
В первую очередь мы смотрим, есть ли у человека желание и способность мыслить по-дизайнерски.
По тестовому заданию всегда можно понять, есть ли в кандидате стремление подмечать несовершенства окружающего мира и желание исправить их с помощью дизайна
Как показал опыт предыдущей «Дизайн-перемены», к нам в основном приходят профессиональные дизайнеры, но было немало менеджеров и тех, кто только начал заниматься дизайном, но хорошо справился с тестовым заданием. Были состоявшиеся профессионалы — им было интересно узнать про продуктовую работу в большой компании.
Одна из целей «Дизайн-перемены» — найти самородков, которые сами о себе еще не знают, что они крутые. Они просто где-то сидят, что-то делают, но при этом они талантливы, работоспособны и могут делать клевые вещи. По итогам предыдущей Перемены мы предложили оплачиваемую стажировку 19 людям, и 13 из них наняли на работу. Но у Яндекса нет цели нанять всех хороших дизайнеров. Дизайн-перемена во многом про общение, для нас самих важно собраться командой, которая никогда бы не сформировалась в офисе, и посмотреть, что происходит в дизайне по всей стране.