Журнал / герои

Почему важно сочетать теорию и практику в обучении

Сергей Юдин руководит ML-командой в Яндексе, а ещё он преподаватель в Высшей школе экономики и эксперт Центра непрерывного образования ФКН. Поговорили о том, где учиться передовым технологиям и без каких навыков не построить карьеру в IT

Расскажи, чем ты занимаешься в Яндексе

За восемь лет в компании я успел побывать в разных ролях. Первую половину карьеры занимался продуктовой аналитикой и ML, руководил техническими командами, потом был операционным директором Яндекс Кью. Сейчас руковожу службой ML-проектов Яндекс Браузера и строю команды, которые делают продукты на основе машинного обучения.

Например, недавно в Браузере выпустили большое обновление — Нейробраузер. Моя команда отвечает за его функции на основе YandexGPT: суммаризацию и исправление ошибок. Также мы улучшаем качество ленты Шедеврума — приложения с нейросетями Яндекса для генерации картинок. А ещё делаем Support GPT — экспериментальный B2B-проект, который поможет повысить эффективность клиентской поддержки в компаниях.

Кроме основной работы я преподаю на факультете компьютерных наук в Высшей школе экономики. Обучаю студентов аналитике данных.

Факультет компьютерных наук (ФКН) был открыт Высшей школой экономики совместно с Яндексом. ФКН выпускает разработчиков и исследователей в области анализа данных и машинного обучения, хранения и обработки больших данных, биоинформатики, программной инженерии и системного программирования.

Почему ты вообще решил преподавать?

Мне нравится передавать опыт, накопленный за годы работы. Я около четырёх лет руководил техническими командами, многое знаю и могу рассказать. Но со временем могу что-то забыть — и чтобы не потерять весь опыт, полезно его фиксировать. Преподавание помогает структурировать свои же знания, разложить их по полочкам в голове. А ещё — принести пользу студентам, расширить их картину мира не только академическими знаниями, но и практическими кейсами. Так мой опыт становится богаче: я не только сам решаю рабочие задачи, но и приношу их потом студентам.

Ещё один важный момент — знакомство и общение с умными людьми. У меня уже сложилась условная «воронка» классных ребят. Я как руководитель подмечаю, кто из студентов мог бы у меня работать. Некоторых потом беру на стажировку. И я знаю, что, обучая их и передавая свой опыт, я вкладываюсь в сильную команду и хороших специалистов в будущем.

Получается, после учёбы можно попасть к тебе на стажировку?

Да, конечно. У меня на проектах много классных стажёров с ФКН. А вообще, у Яндекса всегда есть открытые стажёрские вакансии в разных командах.

Здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что попасть на стажировку могут не только олимпиадники или отличники :) Главное, чтобы студент умел писать код на одном из языков программирования, разбирался в базовых алгоритмах и быстро учился.

Сергей Юдин
Сергей Юдин

Как считаешь, что самое важное в современном образовании?

Во-первых, практико-ориентированный подход. Важно, чтобы знаниями и опытом делились действительно практикующие преподаватели. Тогда их учебные материалы и курсы будут постоянно эволюционировать благодаря обогащению реальным рабочим опытом. А ещё такие преподаватели чаще прислушиваются к обратной связи студентов: это их рабочая привычка.

Например, наш курс «Аналитика данных» родился из факультатива, который мы проводили в прошлом году. Он состоял из пяти лекций. После каждой мы опрашивали студентов, полезен ли им материал, — и факультатив им очень понравился. Тогда мы решили доработать его и запустить полноценный курс.

Считаю, что в образовании критически важна гибкость программы. В IT всё меняется каждые два месяца, нужно поддерживать актуальность знаний. Поэтому в Вышке очень гибкая система обучения. Она позволяет каждый год менять программу: убирать, изменять или добавлять курсы под потребности индустрии.

Также студенчество — подходящее время для проб и ошибок. Это важно, ведь сейчас мы уже не выбираем себе одно призвание до конца жизни: например, я был продуктовым аналитиком, операционным директором, руководителем службы ML-проектов. Поэтому на ФКН можно попробовать себя в разной деятельности. Студенты могут выбирать дополнительные курсы и факультативы, участвовать в научных исследованиях. Одни дисциплины преподают известные учёные, другие — эксперты-практики из топовых компаний. Это позволяет понять, к чему тянет больше — к науке или прикладной работе.

А какие навыки нужно развивать IT-специалисту, кроме прикладных?

Важно не обладать знаниями, а уметь быстро получать новые. Хорошее образование учит не шаблону, как сделать какой-то продукт, а пониманию специфики: какую задачу тебе поставили, как в ней разобраться и найти информацию для её решения.

Тайм-менеджмент. У каждого хорошего специалиста наступает период, когда проектов становится слишком много. Чтобы всё успевать, важна правильная приоритизация. Нужно научиться делать не идеально, а хорошо и быстро. Этот опыт нарабатывается только на практике, но, к счастью, студенты получают его как раз во время учёбы — когда дедлайны горят и нужно везде успеть.

Умение общаться и передавать свои мысли. Специалисты из разных областей могут сделать классный продукт только сообща. И от того, как быстро и чётко они смогут передать друг другу идеи и наработки, зависит, получится ли продукт, или всё развалится.

Этот навык тоже нарабатывается — например, через презентации. На нашем курсе по аналитике данных мы дополнительно ведём проекты, которые заменяют финальный экзамен. Студенты объединяются в группы и стараются сделать что-то прикладное, а в конце презентуют свои проекты друг другу и учатся доносить ценность своей работы.

Планируешь ли ты дальше преподавать?

Да, преподавание меня очень мотивирует. Этой осенью, например, мы собираемся в рамках магистратуры ФКН запустить курс, связанный с генеративными моделями GPT. Сейчас подбиваем ресурсы, ищем преподавателей. Поэтому учитесь и преподавайте, это отличный способ проводить свободное время!