И учиться, и менторить — студент первого курса ФКН ВШЭ рассказывает, почему это важно
Расскажи, как ты заинтересовался IT
В первый раз я услышал об IT в пятом или шестом классе. Тогда были популярны разные курсы по программированию, в рекламе которых обычно писали, что информационные технологии — это высокая востребованность, хороший доход, крутые проекты и самореализация, а разработчиков всё время не хватает. Меня такая реклама не подкупила, но с мыслью об IT я прожил ещё четыре года.
В десятом классе я перешёл в другую школу, в класс с углублённым изучением физики и математики, и попал к очень классному преподавателю информатики. Если в прошлой школе на уроках были только алгоритмы и работа в Word, то тут я первый раз попробовал программировать на Python. Сначала мне не особенно понравилось, но в то время я играл в Minecraft и Dota, и мне понадобился автокликер.
Автокликер — это программа, которая позволяет автоматизировать нажатия кнопок мыши и клавиатуры. Он может имитировать клики в определённой области экрана, экономя время и усилия.
Я нашёл гайд «Как создать автокликер с помощью Python» на YouTube. Списал 40 строк кода, не зная, за что каждая из них отвечает, и понял, что нужно учить Python основательно. Через пару дней вернулся к этому вопросу, нашёл семичасовой гайд по Python и разобрался в теме. Примерно за две недели я изучил школьную программу и попробовал сделать телеграм-бота — также по видео. В итоге написал две версии одного бота и даже смог заработать, продавая с его помощью Discord Nitro. Но мне хотелось создавать что-то более серьёзное, а для этого нужно было изучать основы работы с Django.
И так ты попал в Яндекс Лицей?
Да. Сначала я хотел продолжать учиться по видео на YouTube, но понял, что мне не хватает обратной связи и практики. На одной теории в программировании далеко не уедешь.
Я нашёл курс «Веб-разработка на Django» в Яндекс Лицее с проверкой домашних заданий. На вступительных было пять задачек. Я знал не всё: например, никогда не работал с фреймворком Flask. Но в итоге набрал 60 баллов из 100 и поступил.
Программа курса была очень объёмной: мы углублялись в промышленную разработку. Я узнал, как всё работает «под капотом», научился писать чистый код и попробовал разные практики вроде KISS.
KISS (от англ. keep it simple, stupid) — принцип в программировании, который помогает сделать код более простым и понятным для разработчиков.
На курсе нас было 50 человек. Выпускной проходил в главном офисе Яндекса «Красная Роза». Там очень классно! Знаю, что туда можно прийти с экскурсией, — очень советую.
Ты тогда представлял, что будешь сам проверять домашки учащихся Яндекс Лицея?
Конечно нет. Думал, что закончу учиться и забуду. Но под конец курса мы узнали, что лучших учеников приглашают работать ревьюерами-менторами. Это ребята, которые проверяют домашки учеников, а на командном этапе помогают вести проект. Я не был отличником, мне не хватило 3–4 баллов. Но это не помешало мне стать одним из пяти менторов.
А расскажи про свою учёбу в университете. Там сложно?
Я учусь на первом курсе ФКН ВШЭ, на направлении программной инженерии. Планирую начать с роли разработчика, а когда дорасту до сеньора — использовать навыки программного инженера.
Учиться сложно. Когда я поступал, думал, что буду в основном программировать, но у нас ещё очень много математики. В школе я мог не делать домашние задания, не готовиться к контрольным и писать их на четвёрки. А в университете такое не пройдёт. К коллоквиумам приходится готовиться по несколько дней — нужна усидчивость и дисциплина.
Университетская математика сильно отличается от школьной: на первой же паре по дискретной математике дают сразу сорок новых понятий, в которых нужно быстро разобраться. Поэтому учите математику и особенно алгоритмы!
Какие у тебя планы?
Стажировка. Хочу попасть на стажировку в Яндекс. В начале года я уже был на собеседовании — и так разволновался, что задачу, на которую нужно пять минут, решал все 50. Меня не взяли. Через пару месяцев буду пробовать ещё раз. Надеюсь, что буду меньше нервничать и пройду. Если попаду в штат, то через год смогу вырасти до мидла.
Направление. Я думал насчёт машинного обучения, но понял, что обработка данных — это не моё. Отбросил тему с нейросетями и планирую идти в сторону промышленного программирования. Кому-то может нравиться перебирать данные, но для меня нейронки — это нечто абстрактное. Мне нравится писать то, что можно увидеть: сайты, веб-сервисы, мобильные приложения.
Новый язык. Сейчас в Яндекс Лицее я учу новый язык программирования — Golang. Его разработали внутри компании Google: попытались объединить скорость, характерную для C-подобных языков, и лёгкость разработки, которой отличается Python. Я знаю, что сейчас многие сервисы переписывают на Golang и оптимизируют, так что это перспективное направление.
Думаю, что сначала буду писать на Python, а потом перейду на Go. Он мне больше нравится, а разработчиков на нём всё ещё мало, и они востребованы.
Звучит супер! Как ты считаешь, что сейчас важно изучать каждому студенту вне зависимости от направления?
-
Прокачивать коммуникативные навыки, чтобы на старте понимать, что от тебя требуется, и не переделывать работу.
-
Ходить на собеседования, чтобы меньше нервничать. Чем раньше начать ходить по стажировкам, тем ближе ты окажешься к желаемой работе.
-
Учить алгоритмы и искать дополнительные курсы по программированию. Да, все ответы на вопросы можно найти в поисковике, книгах и на YouTube, но курс с обратной связью эффективнее.